На мой взгляд, план создания 20 агломераций не только не является проектом, но и реально стал реализовываться. На это указывает хотя бы изменение порядка временной регистрации с 1 января 2011 года. Раньше это было камнем преткновения, поскольку без регистрации трудно было устроиться на работу.
Теперь это препятствие если не убрали, то значительно облегчили. За три дня получил бумажку — и готово. Думается, что этот проект также связан с повышением налогов для предпринимателей и идеями введения 60-ти часовой рабочей недели. Тут просматривается такой размен: предприниматель платит больше налогов, а взамен ему государство облегчает «найм работников», то есть эксплуатацию трудящихся, и принимает соответствующие законы.
Думаю, что идею 20-ти агломераций надо рассматривать именно с этой точки зрения. Это план, как согнать население России в кучу и обеспечить «рынок труда». Для этого и нужно объявить малые города и населенные пункты «неперспективными», задушить их сокращением финансирования, ликвидацией социальной инфраструктуры, и обеспечить приток населения в эти самые агломерации, где их уже ждут.
Эту идею в общем можно описать вот таким образом.
Что это повлечет?
Во-первых, запустение огромного количества малых городов и поселков. Если сейчас «мертвый город» Кадыкчан — это редкость, то через 5-10 лет такой политики подобных городов можно будет легко набрать десятки. В остальных жить будет едва-едва теплиться, почти на уровне физического выживания.
Во-вторых, огромный приток населения в агломерации. И не 3-5 миллионов гастарбайтеров, как сейчас, а десятки миллионов человек. По данным 2007 года в городах с населением до 250 тысяч человек проживало 40,6 млн. человек. Реально в процесс внутренней миграции может быть вовлечено 50-60 млн. человек, примерно.
В-третьих, у агломераций нет инфраструктуры для приема такого количества людей. Сейчас никто не в состоянии быстро построить жилья в расчете по 18 кв. метров для каждого из этих миллионов. И за 10 лет нельзя построить, и за 15 лет, благо есть примеры. Но программа, тем не менее, выполняется. Это означает, что расчет простой — люди как-нибудь устроятся. «Как-нибудь» — это: вагончики, бараки, перенаселенные общежития, импровизированные коммуналки по 10-15 человек в квартире, ну и конечно — землянки с неизбежным появлением «Нахаловок». С соответствующими условиями, отсутствием самого необходимого, преступностью и нищетой.
В соседней стране — в Казахстане, уже принята такая программа и уже есть внутренняя миграция, и уже сложились такие «Нахаловки» в виде микрорайонов самостроя Шанырак и Бакай в Алматы. Это трудноразрешимая социальная проблема. Эти микрорайоны не снести и не выселить, жители Шанырака в 2006 году уже отбились от крупного отряда полиции. То же самое, только в несоизмеримо более крупных масштабах, будет и в планируемых агломерациях.
Реально этим переселенцам город ничего не предоставит: ни образования, ни культуры, ни медицины. Только тяжелая и ежедневная работа. Почему это так? Потому что уже принято решение о коммерциализации учреждений бюджетной сферы, и большая часть социальных услуг станет платной. Заодно и вберет в себя часть прибывшей рабочей силы, которая будет работать в частных школах, детсадах (это быстро появится, поскольку надо же героям каптруда куда-то девать киндеров на время работы), больницах.
Будет ли это доступно для прибывающих в агломерации? Совершенно определенно нет. Есть опыт, который показывает, что у таких мигрантов в среднем 50-60% бюджета — это оплата жилья, а остальное тратится на еду, транспорт и самые необходимые вещи. Если на что-то они и смогут отложить, то только на самые дешевые и массовые развлечения.
Так что для новых жителей агломераций заготовлена только работа, работа и еще раз работа, от темна и до темна. А в промежутке — краткий отдых в плохом и тесном жилье.
Кстати, и жителям агломераций также достанется. Это и давление толпы внутренних мигрантов, готовых на любую работу, это и резко увеличивающаяся нагрузка на инженерную инфраструктуру, это и рост уличной преступности. Особенно это резко ударит по жителям спальных районов и окраин, куда переселенцы ринутся в первую очередь.
По плану предусмотрено 20 мегаполисов каждый по 3 млн. человек. Это примерно 60 млн. человек. Накинем еще 15-20 млн. особо стойких жителей деревень и не до конца разрушенных малых городов, а также 50 вновь создаваемых «новоградов» (при площади подобных «новоградов в 400-450 га, и плотности населения не выше 250 чел/га, они могут вобрать в себя максимум 5,6 млн. человек). Итого, выходит, что после реформы население составит примерно 75-80 млн. человек. Нынешнее население округленно — 142 млн. человек. Итого, примерно 60 млн. человек не находят себе места при новой территориальной организации России.
Вообще, подобные планы надо создавать «на вырост», чтобы еще оставалось места для 20-30 млн человек прироста населения. А тут план явно был создан в расчете на сокращение населения. Умышленно или нет — не так важно.
Если столь важный вопрос, как вселение в агломерации десятков миллионов человек оставлен на самотек, то думается, что и с этом вопросом решено как-то так же. Водка, героин и палочка Коха сделают всю необходимую работу.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как холод. Россия — страна весьма холодная, и в «Нахаловках» никто не собирается проводить центрального отопления. Топлива же теперь достать весьма трудно, поскольку система сбыта дров и угля основательно разрушена. Дрова купить можно, примерно по 2000 рублей за кубометр. На зиму нужно не менее чем 3-4 куба дров или около 2 тонн угля. У обитателей «Нахаловок» будет выбор: или недоедать, или терпеть холод, или воровать топливо. Все это дорожка с одним и тем же концом.
В общем, простому человеку особо не позавидуешь. Но не стоит завидовать и начальству нынешних малых городов, а также многочисленному чиновничеству. Они, по простоте душевной, некоторой оторванности от народа и привычке к теплому месту, могут полагать, что о них-то позаботятся. Вот с этим — большие сомнения. В России 985 городов с численностью населения до 250 тысяч человек. Если в среднем на город брать по тысяче чиновников (что, скорее всего, сильно заниженные показатели), то уже набирается почти миллион человек.
Так вот, уважаемые товарищи градоначальники и чиновники, тут самое время вспомнить анекдот про то, почему сын полковника не может стать генералом. Правильно, у генерала свой сын есть. В агломерациях есть свое начальство и свои чиновники, с сыновьями и дочерьми, с родственниками. Вы нравы этих кругов знаете лучше всех остальных жителей.
Потому нет никакого сомнения, что для начальства и чиновников «неперспективных городов» никаких запасных кресел и должностей не будет. Кому-то, может быть и дадут, но явно не всем, и даже не большинству. И членство в партии тут не помощник.
Накопления позволят бывшим градоначальникам и чиновникам какое-то время продержаться на достойном уровне, даже подыскать себе какую-то работенку. Но все равно, значительная часть из вас, под давлением «невидимой руки рынка» насильственно воссоединится с народом и разделит его судьбу.
Из всего вышесказанного следует, по существу, один вывод: что для народа, что для начальства и чиновников — малый город, каким бы он ни был, является ценностью. Даже больше, в рамках такой предлагаемой «территориальной организации», само существование малого города — это залог выживания, как в социальном, так и в физическом смыслах. Кто этого еще не понял, тому нужно еще раз вдумчиво перечитать все вышесказанное и прикинуть свои перспективы.
Потому нужно держаться за свои города железной хваткой, не позволять их разорять и разрушать, всеми силами поддерживать их и развивать. Вот так вопрос стоит теперь. Ситуация требует решительного и бесповоротного единения народа и местной власти, поскольку порознь вы все погибнете, рано или поздно.