ВсеВесь раздел

Американские астрономы обнаружили в космосе планету, похожую на Землю

30 сентября 2010 г.
DPA/Spiegel/InterRight/Reuters/ESO

Астрономы Стивен Вогт из Университета Калифорнии и Пол Батлер из Института Карнеги обнаружили, что на расстоянии всего 20 световых лет от Земли в системе звезды Gliese 581 существует планета, которая является практически двойником Земли и может быть обитаема.

Звезда Gliese 581, находящаяся по космическим меркам в непосредственной близости от Солнечной системы (20,5 световых лет), известна астрономам достаточно давно. 12 лет назад на орбите вокруг этой звезды были обнаружены 4 экзопланеты. Изначально ученые подозревали, что одна из них - Gliese 581c, может быть обитаема. Однако расчеты Института исследований воздействия климата в Потсдаме (Германия) показали, что эта экзопланета слишком близка к своей звезде и на ее поверхности, попросту говоря, слишком жарко.

В 2007 году швейцарский астроном из Университета Женевы Михаэль Майор заявил, что другая планета этой системы - Gliese 581d, является наиболее подходящей на роль обитаемой. По словам Майора, планета может быть покрыта океаном, который периодически то покрывается льдом, то оттаивает по мере  движения планеты по своей орбите вокруг звезды. Впрочем, большинство астрономов его доводы не убедили и они посчитали, что Gliese 581d находится достаточно далеко от звезды, чтобы на ней могла существовать какая-либо сложная жизнь.

Затем некоторое время в научной среде считалось, что наиболее перспективной в плане существования на ней жизни является экзопланета Gliese 581e - она была всего лишь в два с небольшим раза тяжелее Земли, что делало ее самой маленькой из известных земным ученым экзопланет. В 2009 году было установлено, что примерно такой же массой может обладать экзопланета Corot-Exo-7b, находящаяся на расстоянии 400 световых лет от Солнечной системы. Однако подтвердить наличие жизни на ней затруднительно. Вскоре было установлено, однако, что на Gliese 581e жизнь невозможна в силу ее близости к звезде.

Астрономы Стивен Вогт из Университета Калифорнии и Пол Батлер из Института Карнеги обнаружили, что вокруг Gliese 581 вращаются еще две планеты, одна из которых - Gliese 581g, является практически копией Земли. Она всего на 20-40 процентов больше Земли в диаметре и имеет массу в 3-4 раза больше земной. Как пишут ученые в своей статье в журнале Astrophysical Journal, гравитация на этой планете лишь немного сильнее земной, что может указывать на способность планеты иметь и удерживать атмосферу.

По расчетам астрономов, средние температуры на поверхности этой планеты без учета влияния атмосферы могут колебаться в пределах от минус 12 до минус 31 градуса. Они признают, что это достаточно холодно, однако поскольку планета обращается вокруг своего солнца, не вращаясь вокруг своей оси, то в смежных зонах, на стыке теневой и светлой сторон планеты может существовать жидкая вода и стабильная, благоприятная для зарождения жизни, температура.

- "То, что нам удалось обнаружить экзопланету, достаточно близкую по ряду параметров к Земле в непосредственной близости от Солнечной системы, показывает - подобные ей не являются редкостью в нашей Галактике", - отметил Стивен Вогт.

Система двойной звезды, вид с экзопланеты. Фото: ESA

Напомним, в настоящее время астрономам на Земле точно известны уже более 460 экзопланет - планет, которые вращаются вокруг других звезд за пределами Солнечной системы. Как сообщал ранее InterRight, космический телескоп NASA "Кеплер" за две первые недели июля обнаружил более 140 новых планет за пределами Солнечной системы. Всего телескоп, который был запущен в 2009 году в космос, обнаружил уже 706 космических объектов, являющихся планетами, близкими по своим параметрам к Земле. Правда, результаты работы телескопа будут окончательно обработаны и опубликованы лишь в первой половине 2011 года.

В августе космический телескоп "Кеплер" обнаружил также новую планетарную систему вокруг звезды в созвездии Лиры. Система, по всей вероятности, состоит из трех планет . Первые две являются газовыми гигантами, похожими на Сатурн, а третья - твердой планетой на 50-60 процентов тяжелее Земли.

Исследования экзопланет позволяют получать уникальную информацию для ученых. Например, как сообщал в июне InterRight, международная группа астрономов из Нидерландов и США при помощи телескопа VLT обсерватории ESO в Чили обнаружила, что на экзопланете HD209485b, находящейся на расстоянии 150 световых лет от Земли, бушуют сильные ураганы. Скорость ветра составляет от 5 до 10 тысяч километров в час (это в 10-20 раз выше скорости ветра в самых сильных земных ураганах).

Сэлинджер скончался
В минувшую среду на 91-м году жизни скончался известный американский писатель, автор культового романа XX века "Над пропастью во ржи", Джером Дэвид Сэлинджер.