Анализируя итоги сентябрьских выборов, некоторые СМИ как о неожиданности пишут о прохождении в Госдуму Михаила Делягина, “известного своей резкой критикой власти”. Но экономист состоит на службе у “Роснефти”, и удивляться его “проходимости” не стоит.
Депутат, выбранный благодаря поддержке крупной, нет — крупнейшей нефтяной компании, фактически монополисту, и играющий на настроениях нищающего населения против любых монополий, разразился новым псевдонаучным опусом, претендующим, как минимум, на открытие.
Оказывается, российские естественные монополии — это поле, на котором топчутся серьезные игроки (то, что это, по сути, монополисты, только иного рода, а именно, нефтяные компании, скромно умалчивается), не должны приносить прибыли государству. Прекрасно, а не хочет ли разработчик такого инновационного подхода сначала объяснить это Минфину, который через правительство ввел обязательное правило для инфраструктурных естественных монополий – отдай 50% прибыли в виде дивидендов государству.
«Газпром», главный донор российского бюджета, выплатил своим акционерам 50% от чистой прибыли по МСФО в виде дивидендов уже по итогам 2020 г. вместо 2021 г., как предусмотрено действующей дивидендной политикой. Интересно, как экономист себе представляет выполнение доходной части бюджета страны при неприбыльной газовой монополии?
Как-то так получается, что наш господин-товарищ выступает за дальнейшее обнищание населения страны – не будет прибыли, не будет дивидендов, не будет денег в бюджете, не будет денег на пенсии и пособия…
Бросается в глаза и дремучее незнание международной теории и практики естественных монополий. Даже начинающие экономисты, изучающие международные подходы к регулированию в рыночной экономике, знают главное — это ограничение нормы прибыли на уровне «разумной и справедливой». При этом, понятие «разумная и справедливая» прибыль в зарубежных странах применяется как конкретная экономическая категория, которая подразумевает, что это такая прибыль, при которой естественный монополист мог бы заплатить своим акционерам такие же дивиденды, как и предприятия, цены на которые не регулируются государством, а являются рыночными.
Более того при планировании деятельности естественного монополиста, которая регулируется государством адекватно, устанавливается такая норма рентабельности, которая дает возможность обеспечить ряд выплат. В частности, выплаты по долгосрочным кредитам, привлеченных для осуществления капитальных вложений и выкупа облигаций, а также дивидендов по акциям, обеспечивающие привлечение частных инвестиций в процессе конкуренции за средства частных вкладчиков.
Вот оно как, на самом деле…
Кроме того, Делягин как будто проживает не в нашей, а в какой-то другой виртуальной стране. Так, у нас уже достаточно давно, начиная с 2014 года, когда сначала была введена заморозка, а потом введены ограничения тарифов естественных монополий, уже не их тарифы определяют инфляцию, а, наоборот, инфляция давит и подстегивает тарифы.
Песня же о том, что надо менять целеполагание и производить революционные преобразования в регулировании деятельности естественных монополий, напоминают запевы ФАСа образца 2015 года – типа «мы свой, мы новый мир построим» – надо обеспечить общий подход и общие принципы регулирования… прошло 7 лет: их как не было, так и нет (для сравнения посмотрите, как по-разному регулируют РЖД и “Транснефть”… Говоря иначе – пар ушел в свисток!
Надеемся, что так же будет и с инновационным подходом товарища-господина Делягина теперь уже с депутатским мандатом…