Краснодар удревняет свою историю в преддверии Олимпиады

Археологам перед Олимпиадой срочно дали задание вытащить на свет доадыгское и дославянское прошлое Краснодарского края. Важно понимать, что во время Олимпиады Краснодар и его история попадут под прицел мировых СМИ. И здесь неизбежно всплывает тема «черкесского геноцида». Теперь, с подачи археологов, получается, что черкесы ранее сами «отгеноцидили» древних греков, у которых здесь было процветающее миролюбивое государство, полноправный участник античного «Евросоюза» (эллинской ойкумены). Поближе к Олимпиаде наверняка найдут свидетельства о древнегреческих олимпийских победителях, выходцах из этих мест. Например, в виде древней статуи с посвятительной надписью (Церетели уже ваяет). Не исключено, что найдут и чудом сохранившуюся рукопись, или хотя бы надпись на каменной плите, повествующую о славной истории этих мест. Или о трагическом финале этой истории, в стиле Толкиена: спустились «орки» с близлежащих гор, прогнали «эльфов» и уничтожили цветущую цивилизацию. Этим и будут «забивать» в информационном пространстве тему адыгских претензий.

Вот как выглядит эта новость на телеканале «Россия 24»: «В Краснодарском крае археологи обнаружили древний город. Выяснилось, что более 2,5 тысячи лет назад его построили греки… Считалось, что древние греки селились только на побережье Черного моря и не забирались вглубь территории, населенной дикими, по их представлениям, племенами. Новая находка заставляет взглянуть на историю иначе. Оказывается, крупный по тем временам город, о котором ничего не знали, располагался почти в центре причерноморских степей. …Судя по тому, что найдены остатки многих общественных строений, это был довольно большой город, скорее всего, даже отдельное государство. Поскольку найденный храм посвящен богине земледелия Деметре, ученые предполагают, что местное общество процветало за счет продажи в Элладу выращенного здесь зерна. …Жили они здесь достаточно зажиточно не менее 200 лет. Но только в начале IV столетия до нашей эры ситуация по неясным пока для нас причинам, изменилась, и греки отсюда просто ушли. …Древнюю историю этих мест археологи теперь открывают заново – в окрестностях запланированы масштабные раскопки. Жители же поселка Вестник недоумевают, откуда такое внимание к старым развалинам, которых в округе полно».

Краснодар, в отличие от Ставрополя, в СКФО не включен, у верхушки на этот регион какие-то более сложные планы, повторять геноцид славянского населения по варианту Чечни здесь, видимо, не планируют. Скорее, речь может идти о подготовке «запасного аэродрома» для компрадорской элиты, который может принять формат отдельного государства, инфраструктура которого будет доведена до приемлемого уровня во время подготовки к Олимпиаде. На такое развитие событий косвенно указывает и информация о начавшемся серьезном переделе собственности и власти в крае, элементами которой являются «дело Цапков» и банкротство ряда процветавших до этого агропредприятий. И здесь отсылка к Древней Греции весьма актуальна. С одной стороны, это позволяет новому государству претендовать даже на вступление в Евросоюз. С другой стороны, важно, чтобы ни один народ, включая казаков и адыгов, не мог предъявить претензии (в том числе имущественные) на этот край как на «свою исконную землю».

Идеологический посыл этой «придворной археологии» таков: Краснодар и до русских не был голой степью, по которой скакали кочевники Кавказа. Отнюдь не русские первыми начали культурное освоение этого региона, и отнюдь не черкесы являются его исконными аборигенами. В этом смысле он не является «русский землей» даже в смысле городской и земледельческой колонизации, а «черкесской землей» – даже в плане своей предыстории. Это изначально «мультикультурная земля», включенная в оборот Мировой Цивилизации в незапамятные времена. Никакой народ, включая казаков и адыгов, никакого исторического приоритета перед другими пришельцами здесь не имеет, поэтому «сидите тихо, ребята, не качайте права, а, мы при необходимости, завезем сюда любое население».

Возможно, что в раздутую смету олимпийского строительства, которая всемеро превышает федеральные расходы на десятилетнюю общенациональную госпрограмму по развитию физкультуры и спорта, заранее были включены расходы на подготовку «правильных раскопок». Это ведь очень удобно: огородить огромный участок земли под видом строительства, «подготовить площадку» с помощью одних экспертов-археологов, а потом — позвать туда других археологов. Нет, конечно же, в Краснодаре и без того наверняка много древних развалин (заброшенные советские коровники и т.п.), но вот чтобы гарантированно найти мировую сенсацию в точности к началу Олимпиады, желательно «поработать ручками». Скандалы с нецелевым расходованием средств на строительство олимпийских объектов и с завышенными сметами, возможно, связаны не только с распилами-откатами, но и с этой «секретной статьей расходов». Остается с интересом наблюдать дальнейшее развитие событий.

Не исключено, что масштабное переформатирование истории Краснодара в итоге отразится и на местной топонимике, из которой срочно начнут устранять черкесские и славянские термины, возвращаясь к «эллинским корням». Удивленные жители поселка Вестник удивятся еще больше, когда название их поселка возведут к античным временам и предложат переименовать его в «Гермесополис». Жаль, что «Красно-дар» в переводе на греческий звучит не вполне благозвучно для русского слуха: «Коккинодоро». Не беда, переименуют в «Европолис». — «Так вы говорите, что Европолис – это исконная адыгская или казачья земля? Не смешите. Тут повсюду — евроразвалины со времен Геродота».

Тем не менее, с точки зрения краеведения и выращивания добротной региональной идентичности, это весьма позитивное развитие событий. Местной интеллигенции стоило бы ухватиться за «эллинские корни» обеими руками и «перетащить одеяло» на себя. Гремучая смесь казачества и «полисного фундаментализма» — это хороший противовес экспансии иных фундаментализмов в регионе. Я бы, например, много дал за то, чтобы в моем родном городке раскопали не только древнерусские, но и эллинские древности. Важно только, чтобы жители региона держались за свою землю изо всех сил и не дали во второй раз повториться той же истории:

«…Считалось, что древние русские селились только на побережье Черного моря и не забирались вглубь территории, населенной дикими, по их представлениям, племенами. …Жили они здесь достаточно зажиточно не менее 200 лет. Но только в начале XXI столетия ситуация по неясным пока причинам изменилась, и русские отсюда «просто ушли»…»