Обманутых дольщиков Полонского оставляют без квартир и денег советник Сечина и судья по «делу ЮКОСа»
Судьбу 2,5 млрд рублей, заплаченных сотнями людей за так и не построенные квартиры, решает человек, судимый за убийство и признанный невменяемым. Такой сюжет не пришел бы в голову даже мастеру черного криминального юмора Квентину Тарантино. Но судья московского арбитражного суда Андрей Гречишкин, по-видимому, считает подобное положение вещей вполне нормальным. Он привлек к судебной оценке эксперта Валерия Власенко, который, видимо, оказался психически невменяемым человеком с таким гангстерским прошлым, что позавидовать может любой «вор в законе».
Тем не менее документы, составленные Власенко по решению Гречишкина, признаны определяющими в слушаниях о 2,5 млрд рублей, которые дольщики перечислили за квартиры в строящемся комплексе «Кутузовская миля». Почему Гречишкин сделал такой странный выбор при подборе эксперта? Привлечь к разбирательствам Валерия Власенко порекомендовали представители ООО «Аванта», принадлежащего Роману Троценко – совладельцу Potok (нынешнее название Mirax Group Сергея Полонского) и по совместительству главы Rosneft Overseas SA.
А отказать ему сложно. В свое время Гречишкин принял решения, которые привели к переходу активов ЮКОСа к Роснефти и, видимо, по-привычке он вновь действует так, как это выгодно Роману Троценко, чье имя связано с «Роснефтью». Однако вывод денег дольщиков «Кутузовской мили» из стройки при помощи арбитражного судьи Гречишкина на сей раз происходит уже не в интересах госкомпании, а в личных интересах ее топ-менеджера Троценко.
То, что не забрал у дольщиков Полонский, заберет себе Троценко?
Суть слушаний, которые проводит в Арбитражном суде Москвы Андрей Гречишкин, предельно проста. В свое время сотни людей решили купить квартиры в разрекламированном Mirax Group Сергея Полонского комплексе «Кутузовская миля». В общей сложности они заплатили двум «дочкам» Mirax — ООО «Аванта» и ЗАО «Конкордия-эссет менеджмент» — 5,7 млрд рублей и уже к 2012 году должны были получить жилье в двух возведенных домах этого квартала (корпус 2АБВ «Форт Кутузов» и 18-й корпус). Как установил Следственный департамент МВД РФ, из этих денег только 2,5 млрд структура Mirax Group «Аванта» отправила застройщику – ЗАО «ФЦСР», а остальные 3,2 млрд рублей Сергей Полонский просто вывел из стройки и присвоил. За это преступление он сейчас объявлен в международный розыск, но скрывается в Камбодже.
Затем наступил кризис 2008 года, и структуры Полонского оказались неспособны инвестировать в строительство этого жилого квартала, стройка встала. В это время акционером Mirax Group стал Роман Троценко, президент государственной «Объединенной судостроительной корпорации» и советник президента «Роснефти» Игоря Сечина. Спустя несколько лет отсутствия финансирования застройщик «ФЦСР» расторг с «Авантой» договор соинвестирования, и привлек другого инвестора и подрядчиков строительства. Вопрос с обманутыми дольщиками Полонского при этом долгое время не решался никак, хотя застройщик «ФЦСР» изначально предлагал гарантировать получение квартир соинвесторами. Против выступали Полонский и Троценко. Осенью прошлого года, уже после смены руководства Москвы, правительство Сергея Собянина включило поименно обманутых дольщиков Полонского-Троценко в дополнительное соглашение к инвестиционному контракту между городом и застройщиком.
В прошлом году также выяснилось, что беглый олигарх Сергей Полонский, который в полувменяемом состоянии отсиживается в Камбодже, полностью продал свои активы – в том числе башню «Федерация» в «Москва-Сити» и «Аванту» — Роману Троценко. И представители Троценко объявили, что собранные с обманутых дольщиков и вложенные в стройку «Авантой» 2,5 млрд рублей плюс проценты в размере еще около 1,3 млрд, надо вернуть обратно этому ООО. Был подан соответствующий иск в Арбитражный суд Москвы. В результате сложилась просто парадоксальная ситуация. Средства людей обманутых просят пустить не на строительство домов, а перечислить фирме, ранее уже укравшей 3,2 млрд рублей, принадлежавших дольщикам!
Ситуация настолько очевидная в своей бредовости, что кажется – в суд обращаться с таким требованием не просто аморально и незаконно, но и странно. Это, как если бы преступник, выманивший обманом у гражданина кошелек, потребовал бы в суде признать за ним право на деньги в кошельке потерпевшего на том основании, что они побывали у него в руках до ареста полицией – и попали в список вещественных доказательств как бывшие при нем на момент задержания. Но арбитражный судья Андрей Гречишкин готов рассматривать и такой вариант иска. Видимо, со времен решений по ЮКОСу, он все еще полагает, что вынося решения в пользу Романа Троценко – действует в интересах государства а не в интересах бизнесмена Троценко, имеющего отношение к государственной «Роснефти».
Представители «Аванты» настояли, чтобы судья Гречишкин назначил экспертизу о фактической стоимости одного из корпусов ЖК «Кутузовская миля», который имеет название «Форт Кутузов». Он уже сдан в эксплуатацию и заселен силами застройщика, и в нем живут дольщики, также заплатившие деньги за квартиры «Аванте» Полонского-Троценко. Смысл оценочной экспертизы – установить, сколько средств пошло на возведение этого корпуса из 2,5 млрд рублей дольщиков, перечисленных «Авантой» застройщику.
Для того, чтобы определить стоимость дома «Форт Кутузов» (корпус 2АБВ) структура Романа Троценко предложила Гречишкину привлечь некую оценочную организацию из Одинцовского района Московской области ООО «НПО «Стандарт». При этом ответчик-застройщик («ФЦСР») предлагал выбрать какую-либо более известную и авторитетную структуру, работающую в сфере экспертной строительной оценки. Но судья Гречишкин был неумолим, аргументировав свой выбор «высоким профессионализмом и компетенцией» сотрудников одинцовской фирмы-оценщика.
Неадекватный гражданин решает судьбу 2,5 млрд рублей
Попытаемся разобраться, что же это за эксперты, в пользу которых сделал выбор самый авторитетный и известный судья Арбитражного суда Москвы.
Согласно данным ИФНС по Одинцовскому району, штат «НПО «Стандарт», которому доверено решать судьбу сотен людей и их 2,5 млрд рублей, состоит всего из двух человек. Это генеральный директор фирмы Ирина Вячеславовна Смирнова и ее заместитель Валерий Тарасович Власенко. Причем, работают они практически за идею. Согласно представленным налоговикам материалам, зарплата Ирины Смирновой составляет 15 тыс. рублей в месяц. А у Власенко и того меньше — 11 тысяч 250 рублей.
Может, у этих людей богатый «багаж» экспертной работы? Небольшое исследование показало, что определенный «багаж» у них, конечно, есть. Только вот к их новой специальности никакого отношения не имеет. Особенно долгим путь к вершинам экспертной оценки был у Валерия Власенко, у которого за плечами остались убийство, долгие годы бегства от следствия, а также уголовный процесс с приговором и отправкой в психушку.
Итак, обратимся к архивам ГУВД Московской области. Из них следует, что 8 октября 1996 года в ОВД Рузского района из больницы поступило сообщение о поступлении некоего гражданина Баранова, который от полученных ран скончался. Несчастный был избит до смерти. Сотрудники уголовного розыска раскрыли это преступление по «горячим следам». За нападение на Баранова были задержаны Скаржинец А.В., 1973 г.р., Попов Д.Е., 1972 г.р. и Бураков С.Н., 1971 г.р. «Проводятся мероприятия по розыску и задержанию соучастников преступления местных жителей: Жирковича А.В. 1975 г.р.; Власенко В.Т. 1963 г.р.; Калмыкова В.С. 1972 г.р.», — говорится в сообщении милиционеров. Так вот, Власенко В.Т., вероятно, тот самый эксперт, признанный судьей Гречишкиным «высоким профессионалом».
Как следует из архивных материалов ГУВД Подмосковья, сразу Власенко задержать не удалось. Поэтому в рамках расследования об убийстве Баранова он был объявлен в федеральный розыск. От следствия нынешний авторитетный эксперт скрывался аж восемь лет. Вплоть до 25 июля 2004 года, когда был задержан сотрудниками ОВД Рузского района. Суд избрал Власенко меру пресечения в виде ареста. Дело в отношении Валерия Тарасовича поступило в суд, но приговор ему вынести не смогли. Врачи сочли мужчину невменяемым и к нему были приняты «медицинские меры принудительного характера». Проще говоря, отправили в психиатрическую больницу специализированного типа. А выйдя на волю, Валерий Власенко стал «компетентным», по мнению судьи Гречишкина, экспертом-оценщиком.
У Ирины Смирновой биография, конечно, победней. Но тоже никак не связана с оценкой и экспертизой в сфере строительства. В Подмосковье она больше известна как деловой партнер своего мужа – «авторитетного» риэлтора Вячеслава Вахтанговича Хубулова. Вячеслав Вахтангович преимущественно специализируется на сделках с недвижимостью, принадлежавшей алкоголикам и одиноким людям. В его «активе» за последние десять лет более 130 сделок с подобной недвижимостью, среди которых значится жилье, официально проданное за… 18 рублей! Ирина Смирнова, имеющая специальность эксперта по весовым приборам, тоже нередко привлекалась к сделкам супруга. А потом занялась экспертизой. По-настоящему профессиональные эксперты схватились за голову от такого нового «коллеги» и буквально завалили различные инстанции жалобами на полную некомпетентность Ирины Смирновой. В результате она – лидер по числу нареканий и взысканий в Российском обществе оценщиков.
Теперь подписи гражданина с белым билетом и риэлторши стоят под экспертизой, определяющей судьбу обманутых дольщиков Полонского-Троценко и заплаченных ими за жилье 2,5 млрд рублей.
Самоостекляющийся дом и волшебная «мыльница»
Сама экспертиза, состряпанная Власенко и Смирновой, представляет по-настоящему уникальный труд. Сотрудники НПО «Стандарт», имевшие решение судьи о проведении исследования фактической стоимости строительства здания, на объекте так и не появились. Вернее, Власенко и Смирнова объявили, что провели «скрытную» экспертизу. Мол, они под видом покупателей вместе с менеджером-продавцом проникли в «Форт Кутузов» и сумели подпольно сделать нужные им снимки. Проблема в том, что сам менеджер в указанный сотрудниками «Стандарта» день на объект ни с кем не выезжал. Как, впрочем, не видел их и в другие дни своей работы. Камеры видеонаблюдения, масса которых установлены на территории «Кутузовской мили», тоже не запечатлели этих визитеров-экспертов. Правда из всего этого рассказа экспертов только в том, что у них на руках действительно оказались снимки здания. Это шесть фотографий дома, сделанные любительской цифровой камерой (в народе ее называют «мыльница») откуда-то издалека. Причем, по этим снимкам нельзя даже сосчитать число этажей, а уж какие-либо детали и вовсе не видны.
Тем не менее, подобного материала Смирновой и Тарасенко с лихвой хватило, чтобы провести оценку стоимости дома. Причем, судя по заявлениям экспертов, «мыльница» у них было прямо волшебная, о ее возможностях даже производитель не догадывается. Фотоаппарат сумел измерить высоту исследуемого объекта и его деталей, определить степень остекления дома и сделать множество других исследований. Не «мыльница», а чудо техники! Эксперты так и написали в своем заключении, что основным методом исследования являлась «фотофикация». Именно таким словом. «Фотофикация».
Описание здания в экспертном заключение должно занимать минимум одну-две страницы со всеми деталями и нюансами. Описание, сделанное оценщиками Смирновой и Тарасенко, напоминает объявление в газете о продаже квартиры и читать его без смеха невозможно: «объект — жилой дом; 22 этажа; фасад дома — остеклен на 50%; монолитно-кирпичный не типового проекта; высота потолков 3 м с машиноместами». Это всё.
При этом эксперты признаются, что большую часть и этой информации получили от менеджера, продающего квартиры в «Кутузовской миле». Своеобразный новый метод оценки: «Одна тетка сказала».
Почему Смирнова и Тарасенко решили, что дом остеклен на 50%, они никак не расписывают. Они так решили «на глазок», разглядывая любительские снимки. Тогда как для определения степени остекления здания должны использоваться специальные приборы и программы. А подводя итоговую стоимость строительства дома, работы по остеклению Смирнова и Тарасенко не учитывают вовсе. Видимо, дом сам остеклился зимой, чтобы не замерзнуть.
«Форт Кутузов» состоит из жилых помещений, автостоянки и магазина. Понятно, что стоимость строительства квартир и подземного гаража — разные. Но не для экспертов из «НПО «Стандарт»: они все считают по одной цене. Причем определяют ее, сравнивая «Форт Кутузов» с другим новым домом, который вообще возведен по иной системе, из других материалов и т.д. Похожи сравниваемые оценщиками объекты только тем, что оба являются домами.
Подобные несуразицы в заключении сотрудников «НПО «Стандарт» буквально в каждом предложении. По-настоящему профессиональные эксперты этот любительский опус, больше напоминающей сочинение школьника-сталкера, впервые попавшего на стройку, без хохота читать не могут. Но судья Андрей Гречишкин это заключение принял. В общем, слушания складываются четко по сценарию, выгодному фирме Романа Троценко.
Подобное поведение судьи отмечается уже не в первый раз. Так, на форуме самого крупного в стране юридического портала Pravo.ru можно встретить следующий посто судье Гречишкине: «До недавнего времени считал виновника настоящего обсуждения квалифицированным судьей, пока не столкнулся с ним в процессе с весьма «круглой» суммой исковых требований. Сложилось впечатление, что человек только что проснулся и плевать он хотел на закон — у него свое мнение, своя теория правды… Сложилось впечатление, что он «заинтересован» в процессе, только интерес вызван не сутью спора, а чем-то другим. Очень обидно и печально, что суд вершат такие, как он!». Эта запись была сделана в июне 2013 года, задолго до слушаний по иску «Аванты».
Плохой адвокат не стал хорошим судьей
Как следует из публикации «Новой газеты», в молодости Андрей Гречишкин хотел быть не судьей, а находиться по другую сторону баррикад. Он решил стать защитником, но с треском провалился на экзамене.
«Весной 1991 года в Московской городской коллегии адвокатов состоялся экзамен по приему в адвокатуру группы стажеров, завершивших 9-месячную практику, — сообщала «Новая газета». — В их числе был и Андрей Гречишкин, который защищал реферат по уголовно-правовой проблематике. Однако, когда члены комиссии стали задавать автору реферата вопросы, Гречишкин «поплыл». Один из членов комиссии с явной целью «вытянуть» претендента попросил его назвать формы вины, существующие в уголовном праве. Однако и на этот спасительный и простой вопрос Андрей Гречишкин ответить не смог… Несмотря на отсутствие прецедентов, стажер Гречишкин, прошедший 9-месячную практику, так и не был принят в Московскую городскую коллегию адвокатов».
Спустя пять лет Андрей Гречишкин стал судьей Арбитражного суда Москвы. А настоящая слава к нему пришла через восемь лет. В 2004 году он вынес решение о взыскании с НК «ЮКОС» 99 млрд рублей налогов, недоплаченных в бюджет в 2000 году. Это стало основополагающим решением для последующего банкротства нефтяной компании, в результате которого большинство активов «ЮКОСа» достались «Роснефти».
Нынешний владелец «Аванты» Роман Троценко, человек для «Роснефти» фактически родной. Одно время он занимал должность советника президента компании Игоря Сечина. А сейчас возглавляет «дочку» госструктуры Rosneft Overseas SA. Параллельно занимаясь собственным бизнесом – в том числе, совместно со сбежавшим в Камбоджу аферистом Полонским.
Учитывая все эти щекотливые моменты, Андрею Гречишкину стоило бы взять самоотвод, чтобы не быть заподозренным в предвзятости. Но с 2004 года у судьи никаких возможностей помочь «Роснефти» не было. Как-то компания обходилась без его поддержки. А тут появился такой повод сделать приятное ее топ-менеджеру.
Впрочем, стоит полагать, что это не первая подобная услуга для Романа Троценко. Уже много лет различные скользкие вопросы для этого бизнесмена решает юридическая фирма ООО «Самета — налоговый и правовой консалтинг». В первую очередь, это услуги, связанные с принятем арбитражными судьями нужных решений во время слушаний.
Обслуживая интересы Троценко, руководители «Саметы» даже стали фигурантами расследования Следственного комитета России о хищении денег петербургского завода «Севрная верфь». Этот завод входит в «Объединенную судостроительную корпорацию», которую до июля 2012 года возглавлял «многогранный» Роман Троценко. Как выяснили следователи, 14 мая 2012 года руководство «Северной верфи», по указанию вышестоящей структуры – ОСК, заключило с «Саметой» договор на 38 млн рублей за оказание неких услуг. Деньги юридической компании поступили, только вот услуг она никаких по факту так и не оказала. По крайней мере, официально. Ну не внесешь же взятку судье в свою смету?
В последние несколько лет сразу ряд бывших сотрудников «Саметы» стали сначала помощниками судей, а потом и судьями Арбитражного суда Москвы. Причем попадали они все исключительно в судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Именно в этой коллегии самым авторитетным судьей является Андрей Гречишкин. И, по сведениям от источников в судейском аппарате, ставленники «Саметы» попали в суд не без его помощи.