До недавнего времени «вертикаль» власти строилась по простому принципу. Была правящая партия «Единая Россия», которая имеет большинство мандатов в Государственной Думе и региональных заксобраниях. Соответственно, главами регионов тоже становились единороссы, особенно после отмены прямых губернаторских выборов в 2004 году. Другим политическим партиям, которых помимо «Единой России» до 2012 года было всего шесть, оставалось лишь довольствоваться во многом заранее предсказуемыми результатами.
После массовых митингов на Болотной площади власть сделала шаги в сторону либерализации политического процесса. В стране появились десятки партий. Правда, структура власти на федеральном и на региональном уровнях не изменилась. Новые партии так и не смогли заручиться значимой поддержкой разных социальных слоев.
Опасность «оранжевой» революции к середине 2012 года сошла на «нет». А вскоре появился и «крымский консенсус», когда рейтинг президента вырос до 90%, а все оппозиционные системные партии поддержали главу государства. Сыграл свою роль и политический «каминг-аут» либералов, заявивших о своей поддержке нового открыто русофобского режима в Киеве. Практически весь 2014-й и весь 2015-й внимание общества было приковано к внешней политике государства.
Но грянул экономический кризис, внутренняя повестка снова стала актуальной. Но главное, что власти всё труднее объяснять, почему жизнь с каждым днем ухудшается. Народ всё чаще задается вопросом «кто виноват?» Оппозиционные парламентские партии – «великая тройка» КПРФ-ЛДПР-СР – уверенно говорят, что виновато правительство. Которое вовремя не использовало хорошую конъюнктуру на мировых рынках углеводородов и не провело модернизации народного хозяйства. И которое сегодня вместо ускоренной новой индустриализации пытается успокаивать граждан тем, что цены на нефть опять поднимутся.
Но правительство, несмотря на плотный огонь критики со стороны оппозиции, пока продолжает работать. Более того, президент неоднократно заявлял, что в целом доволен работой кабинета министров.
И вот в нынешней ситуации вполне возможен «ход конем» со стороны Кремля. Все беды и просчеты спишут на региональных руководителей, которые на местах допустили серьезные просчеты. При этом, чтобы «выпустить пар» народного недовольства, некоторому числу представителей парламентских партий позволят занять губернаторские кресла. Тем более что и КПРФ, и ЛДПР, и эсеры лояльны президенту. То есть, новая «вертикаль» не будет строиться по принципу, что на всех ключевых постах, вплоть до сельсоветов, должны быть единороссы.
Федеральный центр не будет против, если некоторое количество губернаторских постов займут коммунисты, эсеры и либерал-демократы. Более того, в целом власти такой расклад будет выгоден. Во-первых, всегда можно будет сказать, что в экономических трудностях виновата не только «Единая Россия». Во-вторых, частично можно вывести из-под удара правительство. «Вам не нравятся министры финансового блока? Покажите результат на местах», – могут сказать в Кремле оппозиционным партиям.
В-третьих, когда под угрозой не только победа «Единой России» на грядущих парламентских выборах, но и в целом авторитет власти, то лучше поделиться полномочиями с, как мы говорили, полностью лояльными партиями, чем дождаться выплеска народного протеста на улицы.
Но всё было бы очень просто, если можно было просто допустить коммунистов, эсеров и членов ЛДПР до губернаторских постов в регионах. Проблема в том, что от губернаторов действительно во многом зависит благополучие территорий. И плохой хозяйственник на ответственной должности это «проблема в квадрате», независимо от партийной принадлежности.
Люди различаются, скорее, не по партбилету, а по квалификации. Именно от нее зависит, смогут ли в регионе собрать налоги, оказать поддержку смелым инициативам. Немаловажно и то, насколько тот или иной губернатор способен располагать к себе избирателей.
Сегодня губернаторский корпус можно разделить на несколько условных типов.
К первому типу относятся те, кто не состоит в «Единой России», а представляет другие партии. У КПРФ сегодня таких губернатора два: Сергей Левченко в Иркутской области и Вадим Потомский в Орловской. Один член ЛДПР (Алексей Островский) занимает пост главы Смоленской области. Константин Ильковский был единственным представителем «Справедливой России» в губернаторском корпусе, но был вынужден уйти в отставку, после того как не справился с расселением ветхого жилья в Забайкальском крае.
Случай с Ильковским наглядно показывает, что принадлежность к оппозиции не спасает от недовольства граждан. А ведь Ильковский в свое время получил на выборах почти 72%. Тут уместно вспомнить «красный пояс», который сформировался по итогам прямых губернаторских выборов 1996-2004 годов. В те годы Геннадий Зюганов неоднократно говорил, что почти половина глав регионов или состоят в Компартии, либо избраны при ее поддержке. Но «пояс» на самом деле был вполне условным. Потому что в одних регионах, руководимых коммунистами, экономика развивалась успешно, а в других буквально «лежала на боку». Собственно, то же самое можно было сказать и про эффективность губернаторов от «партии власти».
Вот и сегодня очевидна разница между двумя губернаторами-коммунистами. Жизнь Сергея Левченко напрямую связана с Сибирью, на пост главы Иркутской области баллотировался неоднократно и был хорошо знаком местным жителям. Благодаря этому смог победить во втором туре. А вот трудовая деятельность Вадима Потомского была больше связана с далекой от малой родины Зюганова Ленинградской областью. После того, как Потомский не смог избраться в Брянской области, он был назначен президентом и.о. губернатора Орловской. Уже после такой поддержки он и получил на Орловщине рекордные 89% голосов. Как видим, партия одна, а губернаторы от нее разные.
Сейчас интересная интрига складывается в Карелии. В феврале 2016 года президент вынес выговор губернатору Александру Худилайнену за срыв графика расселения ветхого жилья, хотя в 2012-м его поддержало местное заксобрание по предложению главы государства. Теперь же серьезным конкурентом на выборах для Худилайнена может стать бывший мэр Петрозаводска от непарламентского «Яблока» Галина Ширшина.
Второй тип региональных руководителей можно назвать «генерал-губернаторами». То есть, люди, посвятившие значительную часть жизни службе в армии. К сожалению, регионы, руководимые ими, часто большими успехами похвастаться не могут. Военная выправка вызывает уважение у избирателей, но для социально-экономического развития территории нужны и другие качества.
Недавно разразился скандал с добровольной отставкой с поста главы Тульской области Владимира Груздева. Кстати, по оценке журнала «Форбс», Груздев в прошлом году был в лидерах рейтинга самых богатых губернаторов, а в списке самых богатых бизнесменов России занимал 68-ю строчку с состоянием в 1,2 млрд. долларов. На его место в Тульской области пришел зам. министра обороны Алексей Дюмин. Сможет ли Дюмин после работы в оборонном ведомстве переключиться на административно-хозяйственную должность, покажет время.
Все, конечно, знают главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Генерал, Герой России, чудом спасся после покушения в 2009 году, вообще вызывает всяческое уважение как смелый человек. Только вот какими-то большими достижениями возглавляемая им республика не отличается.
Сложная обстановка была и в Ульяновской области во время губернаторства генерала Владимира Шаманова. Многие эксперты тогда вообще не видели больших перспектив развития региона. Ситуация изменилась после прихода Сергея Морозова. Области удалось рассчитаться с колоссальными долгами перед федеральным бюджетом, восстановить старые и запустить новые производства.
Особый тип регионального руководителя – человек из списка «Форбс». По данным издания, в прошлом году помимо упомянутого Владимира Груздева в список самых богатых губернаторов вошли Борис Дубровский (Челябинская область), Александр Богомаз (Брянская область), Андрей Турчак (Псковская область). Кстати, в рейтинг попали и бывший губернатор-эсер Константин Ильковский и представитель ЛДПР Алексей Островский.
Конечно, губернатор не обязательно должен быть бедным человеком. Но в период кризиса внимание общества особенно приковано к тому, за счет каких доходов сложено богатство. Если за счет бывшего руководства успешно работающим предприятием, это одно. Но если рабочие в результате «талантливого менеджмента» оказались без куска хлеба, то отношение у граждан будет другим.
Раз уж речь пошла про доходы и связи губернаторов с бинес-структурами, уместно будет упомянуть про скандал, разразившийся после того, как ассоциация «Голос» опубликовала доклад о скрытом бюджетном финансировании единороссов на выборах. Как пишет РБК, авторы доклада считают, что таким образом финансировались избирательные кампании нынешнего главы Архангельской области Игоря Орлова и губернатора Ростовской области Василия Голубева. Как отмечает «Голос», деньги кандидатам переводили через фирмы, учрежденные госкомпаниями или органами власти.
Сейчас, когда кризис заставляет людей больше интересоваться политикой, власть, скорее всего, сделает выбор в пользу отставки неэффективных и просто скандальных губернаторов. Но придут ли вместо них те, кто сможет всерьез заняться развитием регионов?
– Сегодня губернаторы выбраны федеральной властью в качестве этаких «мальчиков для битья», – считает эксперт Института инновационного развития Андрей Иванов.
– Вся страна запомнила, как ушли после обвинений в коррупции глава Республики Коми Александр Гайзер и губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Власть показала гражданам, что готова бороться с коррупцией и наводить порядок, что неприкасаемых у нас нет. Только вряд ли стоит ждать каких-то новых громких скандалов до парламентских выборов. Губернаторы на местах должны способствовать получению высоких результатов «Единой Россией». На мой взгляд, ЕР согласится получить меньше голосов на выборах и уступить часть политического поля другим политическим партиям. Но после выборов можно будет ждать новых отставок губернаторов. Причем некоторые освобожденные кресла вполне могут занять представители оппозиции.
Будут ли новые руководители регионов лучше прежних? Зависит, конечно, от личных качеств губернаторов. Но есть масса нерешенных проблем в самой системе взаимодействия регионов и федерального центра. Во-первых, большую часть налогов регионы посылают в центр, а потом уже получают деньги обратно в виде различных субсидий и трансфертов. В результате, регионы не чувствуют себя экономически самодостаточными. Во-вторых, в региональных элитах наблюдается часто практически полное отсутствие социальных лифтов. Региональные элиты довольно замкнуты. Даже если приходит новый губернатор, на местах остаются старые кадры, которые не заинтересованы в приходе новых лиц. Так что проблему необходимо решать системно.