Телеграм-канал «Мастер пера» опубликовал «Список кандидатов в преемники» – перечень политиков и чиновников, которых, по мнению авторов канала, федеральная власть могла бы выдвинуть в качестве кандидатов на выборах президента 2024 г. Удивительно, но в один ряд с Михаилом Бабичем и Эльвирой Набиуллиной, авторы канала поставили и Бату Хасикова.
Это можно было бы счесть первоапрельской шуткой, если б апрель уже не закончился. Более того, сделав комплимент Хасикову – «сильный кулак и ясный ум», авторы канала в другом своем сообщении пытаются подкрепить свои предположения о его президентских перспективах. Оказывается, российская власть, разочаровавшись в европейской ориентации, намерена совершить разворот на Восток, а потому все чаще обращается к буддийскому сообществу, как к посреднику в налаживании отношений с восточной цивилизацией.
«Буддистское лобби активно участвует не только в формировании вектора внешнеполитического движения страны, но и во внутренней политике, в процессах, связанных с трансфером власти», – пишут авторы канала. И делают глубокомысленный вывод – стремительный взлет Хасикова начался неспроста и еще не закончен.
Кто заказал подобную ахинею, нам не известно. Возможно, политтехнолог Хасикова Илья Гамбашидзе в своем стремлении повысить рейтинг патрона явно перестарался. Впрочем, он уже поработал на Олега Митволя, а стиль его работы, как выясняется, весьма однообразен. Стало быть, и результаты, возможно, будут схожими.
Дело в том, что команда московских политтехнологов, выстраивающих имидж Бату Хасикова, оказалась в довольно сложном положении. В отличие от большинства врио, назначенных в разные регионы за последние полгода, бывший кикбоксер в первый месяц работы так и не смог продемонстрировать качеств, которые позволили бы рассчитывать на его победу в осеннем голосовании на выборах главы Калмыкии.
Первым же своим публичным заявлением о тотальной чистке административных структур республики, Хасиков и его команда совершили фальстарт. Поначалу врио главы смог избавиться лишь от помощников и советников экс-главы Орлова – т.е. от людей, пусть и носивших громкие титулы, но в реальности не имевших прямого отношения к сложившейся в Калмыкии катастрофической ситуации.
Тех же, кому и следовало бы предъявить спрос за экономические и социальные провалы последних лет, то есть правительство, Хасикову удалось отправить в отставку лишь недавно. Так лишились постов председатель правительства Игорь Зотов и ряд министров.
А как по-другому? Наблюдатели и оппоненты с самого начала упрекали Хасикова в отсутствии собственной команды. Давно покинувший малую родину и бывавший в Калмыкии только по случаю, он не обзавелся личными и деловыми связями в региональных деловых и административных кругах. Но, как выяснилось, не оказалось у врио главы надежных помощников и в Москве, где он так долго жил и работал.
Поэтому за месяц работы Хасиков так и не смог привезти в Элисту ни одного более-менее значимого бизнесмена или чиновника федерального уровня. Такой шаг мог бы продемонстрировать серьезность его намерений, дать какой-то намек на возможность будущих коммерческих и бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу Калмыкии. А вместе с ними – и надежду на возрождение республики, улучшение качества жизни ее населения.
Единственно возможным кандидатом, о котором говорили в связи с грядущими переменами в калмыцкой власти, некоторое время был экс-капитан команды КВН «Сборная РУДН» Сангаджи Тарбаев. Их с Хасиковым связывают давняя дружба и совместный бизнес, да и сам врио главы не исключал, что предложит ему работу в своем правительстве. Однако и Сангаджи Тарбаев отказался помогать старому другу, сделав выбор в пользу работы в Общественной палате Москвы. Вместо него должность калмыцкого премьера занял бывший глава МРСК Северного Кавказа Юрий Зайцев.
Решение Хасикова вызвало явное возмущение в республике. Так, главный редактор газеты «Современная Калмыкия» предположил, что толковых специалистов можно было бы найти и на месте. «Неудачные назначения задели национальные чувства жителей республики», – утверждает лидер элистинских «яблочников» Батыр Боромангнаев. В самом деле, неужели надо было призывать варяга, которому понадобится минимум три месяца только для того, чтобы войти в курс дела?
Жестче других прокомментировала назначение Зайцева депутат Народного хурала (парламента), глава регионального отделения «Справедливой России» Калмыкии Наталья Манжикова. Назвав произошедшее введением внешнего управления, она предупредила: «практика показывает, что назначение внешнего управления обычно заканчивается банкротством и ликвидацией предприятия».
Но более всего жителей Калмыкии беспокоит то, что Зайцев долгое время работал в Дагестане и, как говорят, успел наладить хорошие отношения с местной элитой. Дело в том, что между жителями двух республик существует застарелый земельный конфликт, не раз приводивший к прямым столкновениям. Поэтому люди опасаются, что получив мощный рычаг влияния в виде «своего» главы правительства, дагестанские кланы со временем получат возможность хозяйничать в Калмыкии, как дома.
Даже если предположить, что эти опасения ничем не обоснованы, спокойствия в республике они не добавляют. Очевидно, что доверие к врио главы, вопреки данным опубликованных социологических замеров, стремительно падает. И, хотя Хасиков постоянно заявляет о своей преданности Калмыкии и ее жителям, стремлении решить накопившиеся проблемы и готовности к такой работе – эти заявления, кажется, не впечатляют будущих избирателей.
Это объяснимо: наученные горьким опытом Алексея Орлова, из года в год обещавшего, что в республике вот-вот наступит процветание, жители Калмыкии предпочитают судить не по словам, а по делам. За Хасиковым, как и за Орловым, к сожалению, пока не замечено громких дел, достойных уважения.
Зато замечены не менее громкие, но куда менее достойные. Например, известно, что он некоторое время гордо носил степень кандидата политологических наук – пока в 2016 г. не выяснилось, что его диссертация полностью списана с научного труда, посвященного проблемам Карачаево-Черкесии, и Хасикова лишили степени.
Проступок серьезный – воспользоваться чужой диссертацией, выдав за свою – это воровство, другого слова не подобрать. Можно было бы покаяться перед земляками – ну, бес попутал, с кем не бывает? – и засесть за уже самостоятельный труд. Но вместо этого Хасиков и его пиар-команда предпочитают напустить побольше тумана, проталкивая в прессу сомнительную, а то и прямо бредовую информацию. При таком подходе рассчитывать на рост рейтинга сложно – скорее уж, он окончательно уйдет под плинтус.
А это значит, что Хасиков становится токсичным для Кремля. Пока новоназначенные врио в других регионах уверенно идут к победе на будущих выборах, ситуация в Калмыкии становится все более неоднозначной. Понятно, что позорный проигрыш ставленника нанесет серьезный удар имиджу федеральной власти.
А такой проигрыш вполне вероятен: о своем намерении идти на осенние выборы еще зимой заявил депутат Хурала Намсыр Манджиев. До начала своей политической карьеры он довольно долго и вполне успешно занимался бизнесом, так что экономические проблемы Калмыкии знает не понаслышке. Кроме того, широкие связи в региональной элите практически гарантируют ему хорошую поддержку, а занятая им позиция в республиканском парламенте может обеспечить благосклонный интерес избирателей.
Еще более сильным конкурентом Хасикова может стать дипломат и финансист Баатр Шонджиев. Он, правда, давно покинул Калмыкию, отучившись в МГИМО, работал в российском дипломатическом ведомстве и занимался банковским бизнесом. Но свою малую родину и своих земляков он не забыл и, насколько известно, пользуется среди них немалым уважением. Что более важно – его дипломатические способности, широкие деловые связи и экономический опыт – это как раз то, что нужно сейчас федеральной власти, чтобы вытащить Калмыкию из той ямы, в которой она оказалась.
Впрочем, возможны и иные варианты. Например, среди республиканских экспертов появилось предположение (отчасти озвученное Манжиковой), что в задачу Хасикова не входит победа на выборах. Все, что ему предстоит сделать – взять на себя ответственность за зачистку местных элит, которую они, надо признать, заслужили, и несколько успокоить население. А затем представлять Калмыкию в процессе укрупнения регионов – при слиянии республики, например, с Астраханской областью.
Как говорится, «на чужой роток не накинешь платок». Да и как справиться с паническими слухами, когда врио главы Калмыкии потратил первый месяц работы в должности на то, чтобы создать для них такую благодатную почву.