Как пишет в своем подробном расследовании портал «Новый день», в Тульской области приход Алексея Дюмина на губернаторскую должность в феврале 2016 года восприняли с осторожным оптимизмом. Считалось, что его для того и отправили в типичную депрессивную российскую область, чтобы он обзавелся ценным опытом управления в гражданской сфере. Потому что работа в ФСО и Минобороны – это одно, а заниматься социально-экономическим развитием региона — совсем другое.
Поначалу поводы для надежд в отношении нового областного руководства были — в работе новой администрации существовала преемственность по отношению к деятельности компанды предыдущего губернатора Владимира Груздева. Однако достаточно быстро стало ясно, что региону не стоит рассчитывать на успехи под руководством Дюмина.
В Тульской области работает несколько крупных предприятий ВПК и их поставщиков. Этим объясняется высокое влияние отрасли в регионе. Поэтому Тульскую область считает своей вотчиной Сергей Чемезов, контролирующий не только «Ростех», который он официально возглавляет, но и другие военно-промышленные монополии.
Протеже Чемезова на посту губернатора Тульской области с 2005 по 2011 год был Вячеслав Дудка, а сегодня эту должность занимает его же ставленник Алексей Дюмин.
Надо сказать, что с предыдущей креатурой Чемезова — Вячеславом Дудкой — приключилась одновременно трагическая и курьезная история.
В 2009 году губернатор Дудка подал в суд исковые заявления о защите чести и достоинства и о клевете в связи с тем, что местный депутат-оппозиционер Владимир Тимаков в комментарии информагентству «Тульские новости» назвал его «коррупционером на пятерку». Дело гуляло по судебным инстанциям до июня 2011 года и в итоге закончилось оправданием Тимакова.
Ирония судьбы в том, что в августе 2011 года Дудка стал фигурантом уголовного дела о коррупции. суде было установлено, что в ноябре 2010 года директор областного департамента имущественных и земельных отношений Виктор Волков, сговорившись с губернатором Дудкой, через посредника получил от представителя ЗАО «Корпорация «ГРИНН» 40 млн рублей за предоставление земельного участка в аренду на три года для строительства гипермаркета. Суд приговорил экс-губернатора к 9,5 года лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима.
Административные таланты Вячеслава Дудки не были выдающимися, то же касается, и губернатора Алексея Дюмина. За два года губернаторства Дюмина в Тульской области экономический рост был зафиксирован в ВПК и связанных с ним сферах (угольная промышленность, металлургия, производство удобрений), где выросли объемы заказов и госдотаций.
Целесообразность этих государственных трат вызывает большие сомнения, нет причин, по которым увеличение производства вооружений могло бы стимулировать дальнейшее развитие экономики. По крайней мере, в экономике Тульской области наблюдается противоположная картина: ВПК растет, а другие сферы экономики схлопываются.
Такое положение вещей — прямое следствие работы нынешнего тульского губернатора, это легко проследить по официальной статистике.
По данным тульского отделения Росстата, в первой половине 2015 года (до прихода Дюмина на губернаторскую должность) было введено 396,7 тыс. кв. м жилой площади, а в первой половине 2017 года – всего 180,8 тыс. кв. м. Этот сегмент экономики при Дюмине упал на 54,4% или в 2,2 раза всего за 2 года!
В сфере автомобильного транспорта — снижение грузооборота на 21,5%.
В 1 полугодии 2017 года сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий региона составила 25,7 млрд. рублей, что в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда этот показатель составил 38,4 млрд. рублей. И это только за 1 год, а спад идет уже 2-й год: в 1 полугодии 2015 года тот же финрезультат крупных и средних предприятий Тульской области составлял 44,1 млрд. рублей. То есть за 2 года Дюмина прибыль тульских предприятий упала с 44,1 до 25,7 млрд. или на 41,7%.
Объем грузооборота в Тульской области в январе-июле 2017 года снизился, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, на 6,3%. В том числе, на железнодорожном транспорте падение составило 5,8%, и это не смотря на то, что региональный ВПК увеличил производство и, соответственно, обеспечил со своей стороны дополнительный спрос на грузоперевозки.
Спад производства мебели крупными и средними предприятиям региона в январе-июле 2017 года к аналогичном периоду 2016 года составил 44,6%. За тот же период древесно-соломенное производство упало на 25,7%, производство текстиля — на 15,9%. По всем предприятиям производство напитков упало на 12,6%, пищевых продуктов — на 5,1%. И это только за 1 год, а ведь за январь-июль 2016 уже был спад к тому же периоду 2015 уже был спад в производстве пищевых продуктов и напитков на 5,8%. В сельском хозяйстве производство молока снизилось на 7,4%, а если учесть что и годом ранее был зафиксирован на спад на 2,6%, то получается, что за 2 года эта сфера потеряла около 10% объема.
Еще хуже ситуация у крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности: тут в 1 полугодии 2015 был финрезультат в 40,0 млрд., в через 2 года – в 1 полугодии 2017 – лишь 18,85 млрд. рублей. Спад за 2 года – 52,9% или более чем в 2,1 раза!
Только за 1 год (в 1 полугодии 2017 по сравнению с 1 полугодием 2016): в розничной и оптовой торговле произошло более чем двукратное падение прибыли — с 1,4 до. 0,6 млрд. рублей (на 57,9% или в 2,4 раза!); в профессиональной, научной и технической деятельности прибыль снизилась с 326 до 48 млн. рублей, на 85,4% или почти в 7 раз!
В добывающей промышленности за тот же год убыток вырос с 123 млн. до 188 млн. рублей.
Зато почти втрое всего за 1 год выросла прибыль предприятий, работающих в сфере ЖКХ, где региональные власти назначает тарифы по своем произволу и разумению. При таком росте тарифов ЖКХ реальные доходы населения региона в 1 полугодии 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года упали на 4,4%. Среднемесячный душевой доход упал даже в номинальном исчислении: в январе-июне 2017 года он составил 26,049 руб., в то время как в первом полугодии 2016 находился на уровне 26,154 руб., и это при том, что даже по официальным данным рост цен за тот же период в Тульской области составил 4,2%. То есть, реальные доходы населения снизились на 4,4%.
Просроченная задолженность по заработной плате в августе 2015 года, до прихода Дюмина на губернаторский пост, составляла всего 23,4 млн. рублей, в августе 2016 года — 51,9 млн. рублей, в августе 2017 года – уже 62 млн. рублей.
Масштаб экономической катастрофы, происходящей в регионе, впечатляет еще больше, если добавить к этому сравнение показателей 2016 года, в начале которого Алексей Дюмин возглавил область, и 2015 года.
Экономика Тульской области коллапсирует на протяжении всего срока, в течение которого губернаторское кресло занимает Алексей Дюмин, и за это время он подвел возглавляемый им регион к банкротству вплотную, отмечается в подробном расследовании интернет-издания «Новый день».