Сливзащита

Очевидно, чем популярнее адвокат, тем на больший гонорар он может рассчитывать. И каждый начинающий юрист стремится сделать себе имя. Кто-то нарабатывает портфель в соответствии с «Кодексом профессиональной этики адвоката», выкладываясь по полной для каждого клиента. А кто-то предпочитает сначала раскрутиться, чтобы затем уже влегкую «рубить капусту». Сделать это проще простого: достаточно внушить доверителю, что ему необходимо pr-сопровождение, которое может кардинально повлиять на ход судебного процесса. А затем и самому под шумок получить немного пиара. Фактически за счет клиента.

Адвокатская деятельность, как и многое в нашей жизни, подверглась влиянию современных информационных технологии и массмедиа. «Court of public opinion» («суд общественного мнения») – так называют судебный пиар, то есть размещение в СМИ информации, оказывающей влияние на исход дела. «Есть много компаний, специалистов, которые профессионально оказывают услуги сопровождения судебных процессов на аутсорсинге, это уже отдельный вид услуг, пользующихся спросом», – рассказывает Андрей Князев, председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

Как врач

Иногда адвокат организует пиар-кампанию самостоятельно. В таком случае есть опасность, что деньги клиента, полученные под предлогом pr-сопровождения процесса, будут потрачены на раскрутку самого защитника, ведь адвокат и сам попадет в зону внимания журналистов, будет востребован в качестве информатора и эксперта. Привлечение внимания общественности к адвокату, даже через освещение громкого дела, может противоречить ст.17 «Кодекса профессиональной этики адвоката», где указано, что информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

1) оценочных характеристик адвоката;

2) отзывов других лиц о работе адвоката;

3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;

4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Что говорить, если использование суда общественности в свою пользу будет вестись осознанно, и будет продумано заранее? Продвижение, реклама, pr всегда преследуют определенные цели, без субъективности здесь не обойтись. По этике, объявления и сайты об адвокатской деятельности должны нести лишь информативную функцию, как табличка на кабинете с медицинской помощью: «Доктор», или плакат с номером телефона на опасном участке дороги: «Эвакуатор».

Профессия адвоката подобна профессии врача. Это скорее призвание, желание защитить, дать надежду человеку, от которого все в одночасье отвернулись, иногда без вины. Но еще сложнее защищать виновного. Генри Резник, председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов, заслуженный юрист РФ, президент адвокатского бюро «Резник, Гагарин и партнеры» сказал: «Адвокатская мораль построена на таких принципах как честность, добросовестность и компетентность. Людей надо жалеть, пытаться понять и не наклеивать ярлыки. Право на защиту имеют все. Сколь бы тяжким ни было преступление, ты должен изыскать какие-то обстоятельства, которые оправдывают твоего подзащитного либо смягчают его вину. Закон обязывает адвоката быть защитником. Если тебе не нравится, иди в прокуроры. Поэтому у адвоката должна быть некая «мозоль в сердце» — иначе оно разорвется. Он должен мыслить не как простой человек, а как профессионал».

Богатый внутренний мир

«Адвокат с богатым внутренним миром. Пишу для Forbes, говорю для TED», – так преподносит себя в Instagram Екатерина Духина. «Екатерина частый гость телевизионных программ, востребованный и цитируемый эксперт в области права для радио и печатных средств массовой информации», – написано на сайте адвокатского бюро «Духина и партнеры».

На грани профессиональной деятельности и собственного пиара оказалось появление Екатерины Духиной на премьере оперы «Для Черного квадрата» в Третьяковской галерее на Крымском валу в oversize-жакете с надписью на всю спину: «Я тоже брала у мужа подарки». Как оказалось, эпатирующая надпись была попыткой привлечь внимание общественности к делу Анны Федосеевой, бывшей жены миллионера Сергея Гришина. В креативности Екатерине Духиной не откажешь, хотя об этом порассуждаем чуть ниже.

Если же проанализировать профессиональную деятельность адвоката Екатерины Духиной, то складывается ощущение, что собственным пиаром она занимается больше, чем юридической практикой. Так, например, Екатерина Духина, неоднократно подчеркивая свое участие в бракоразводных процессах, формируя о себе репутацию компетентного юриста в такой проблематике, на практике найдено всего два бракоразводных дела. В 2019 году – дело № 33-22733/19, о разделе совместно нажитого имущества между бывшими супругами Александром Кулишем и Еленой Иванченковой, которое слушалось в Бабушкинском городском суде и Мосгорсуде. Ничего особенного, во время брака они взяли в ВТБ-24 ипотеку, около 2-х млн рублей, на покупку квартиры стоимостью порядка 12 млн рублей, но после разошлись и стали делить недвижимость. Екатерина Духина представляла интересы Иванченковой.

Второе дело, по разводу банкира Сергея Гришина с Анной Федосеевой, где личная неприязнь бывших супругов дошла до обвинения женщины в мошенничестве на сумму около 90 миллионов рублей посредством получения подарков от мужа. При широком резонансе в СМИ никакой общественной важности мы в этом деле не увидели.

О радостях и горестях брака

Екатерина Духина, получившая, по ее утверждениям, образование в Москве и Калифорнии, была принята в члены Адвокатской палаты Москвы лишь в мае 2017 года.

О качестве ее связей говорит то, что в начале 2000-х годов Екатерина Духина стала соучредителем ООО «Литта» вместе с экс-главой администрации президента, бывшим начальником управления КГБ по Москве и Московской области Евгением Савостьяновым и бизнесменом Шалвой Чигиринский, близким к семье Лужкова.

В общем, адвокатский послужной список Екатарины Духиной недолог. В 2008 году полная тезка Духиной работала адвокатом Федеральной таможенной службы России в споре с Bank of New York на $22,5 млрд. Суть сводилась к тому, что ФТС подозревала сотрудников кредитного учреждения в отмывании денег российского происхождения на территории США. Спустя 10 лет в колонке для Forbes Екатерина Духина напишет, что к ней «все чаще обращаются по таможенным инцидентам».

Еще одно из дел с участием Екатерины Духиной – представление интересов российской структуры IKEA (ООО «ИКЕА Ханим Лтд») в споре с сельхозпредприятием «Химки» вокруг 20 га земли в Подмосковье. Среди оппонентов Духиной была Наталья Весельницкая (представляла интересы КСХП «Химки»).

Также Екатерина Духина участвовала в следующих делах:

— в 2012 году спор между ООО «Строй-Центр» и ЗАО «Мосстрой-инвест» (дело А40-572276) из-за 156 млн рублей. Духина представляла интересы «Мосстроя»: эта компания должна была построить здание на Николоямской (сейчас там арендует помещение стоматология «Лаборатория улыбок Монополия»), но что-то пошло не так. Суд не встал взыскивать с «Мосстроя» деньги, а «Стройс-Центр» ничего не получила.

У оппонента компании, которую представляла Екатерина Духина, то есть «Стройс-Центра», весьма интересные учредители: это Гаврина Лидия Владимировна (ФИО полностью совпадают с именем матери депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Жигарева) и Борис Кандов, бизнесмен и президент Конгресса бухарских евреев США и Канады.

— в 2015 году Екатерина Духина представляла интересы главы российского подразделения Deutcshe Bank Тима Уисвелла, давала в СМИ комментарии от его имени. Уисвелла обвиняли в причастности к проведению «зеркальных сделок» с ценными бумагами банка: клиенты покупали их в рублях в московских офисах, после чего перепродавали за иностранную валюту через офис Deutcshe Bank в Лондоне — то есть заработок был на колебании котировок самих ценных бумаг и валют. Тогда банк серьезно оштрафовали, поскольку сумма «отмытых» денег исчислялась $6 млрд.

— Екатерина Духина защищает арестованную в Кувейте в 2017 году бизнесвумен Марию Лазареву, которую приговорили к 7 годам тюрьмы за растрату;

— в 2018 году Екатерина Духина представляла интересы сейшельской World Best Trade (контролирует сын экс-амглавы Ространснадзора Владимир Черток) в споре с авиакомпанией «Нордавиа» (дело А40-17588/2018);

Других дел с участием Екатерины Духиной найти не удалось, но даже если и найдется, концептуально это послужной список не изменит. При этом адвокат Екатерина Духина постоянно раздает комментарии СМИ: зачастую ее разговоры не касаются каких-то юридических вопросов. Складывается впечатление, что это просто размышления о радостях и горестях брака, самореализации женщины.

Меняйте профессию

Полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Барщевский, говоря о профессии адвоката, вспоминал: «Когда я только начинал работать, мой руководитель, умнейший человек, сказал: «Миша, если вы способны не забывать о своих клиентах, сидя с любимой девушкой в ресторане, то вы выбрали профессию правильно. Если вы хотите, выйдя из офиса, отключиться от того, чем занимались в рабочее время, меняйте профессию сейчас».

Причиной медийной активности журналистов может являться ее супруг который является управляющим партнером в PR-агентстве. Уже 25 лет как он был назначен на должность начальника управления по информации и связям с общественностью ОАО МГТС. В октябре 2015 года он вместе с Дмитрием Солоповым, бывшим главным редактором радиостанций «Бизнес FM» и «Коммерсантъ FM», основал коммуникационное агентство ПРОГРЕСС, которое является продолжением прошлого бизнес проекта Солопова и Альтмана – HIDALGO group.

Об уровне и возможностях агентства говорят его клиенты: Банк Москвы, Московская биржа, Ингрсстрах, ГК Черкизово, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Банк Югра, ВТБ, Лукойл, IKEA, Pfizer, Capital Group, ГК «АВИЛОН», SberBank Venture Capital, ФрутоНяня, РЖД, Банк Открытие, РосНано и др.

О возможном взаимодействии супругов на профессиональном поприще говорит тот факт, что в деле IKEA Духина представляла интересы компании в суде, как юрист, в то время как ее муж взял на контракт компанию IKEA в части PR. Такой вот удачный тандем.

И все же в экспертном прогнозе относительно другого резонансного дела, где адвокат Ксения Михайличенко, представлявшая интересы стюардесс в деле о дискриминации в «Аэрофлоте», привлечь к делу СМИ, понимая, что если процесс будет идти тихо, выиграть не удастся, Екатерина Духина ошиблась. Стюардессы отстояли свое право получать премии и обслуживать заграничные рейсы несмотря на большой размер одежды (для женщин – более 46). В то время, как Духина прогнозировала: «Администрация вправе устанавливать свои правила и нормы в отношении своих сотрудников. Такие требования позволяют поддерживать членов экипажа в форме, необходимой для безопасности полета».

Адвокат Рубен Маркарьян, так же, как и Духина является в большей степени медийщиком, что возможно, зарабатывающем на известности в СМИ, более, чем на процессах. Установлено, что участвуя в 13 делах, он выиграл 7 и проиграл 3, исход еще 3-х неизвестен.

Можно сказать, что Маркарьян – однозначно медийная личность. Он и журналист, и писатель (не только по теме адвокатуры), участник ток-шоу и псевдо-реалити, типа «Суда присяжных», активно ведет Инстаграм. Одновременно он позиционирует себя как эксперт в юридических вопросах, раздает интервью и комментарии для СМИ (РБК, МК, Говорит Москва, РГ).

Многие из его дел старые (какие-то он вел примерно 10 лет назад), а высказывается он очень активно и гораздо чаще, чем участвует в судебных процессах.

Иногда медиаактивность преследует и другие, более земные, но также, как и узнаваемость в СМИ, монетизируемые цели. Так 2019 году на страницах PASMI вышло расследование про очередной бракоразводный процесс. В этом случае имущество делила Светлана Шаманова — дочь председателя комитета Госдумы по безопасности генерала Шаманова — со своим мужем Алексеем Храмушиным. Журналисты-расследователи во всех подробностях рассказали о конфликте бывших супругов, которые делили акционерное общество СПОРТТЕК.

В статье смаковали подробности того, как генеральская дочь, якобы используя свои связи, «отжимает» акции компании у бывшего мужа.

Однако «расследователи» очень умело и мягко обошли личность Алексея Храмушина и забыли некоторые подробности его биографии. А именно то, что он был причастен к серии преступлений по вымогательству, является членом татарской преступной группировки, после стал одним из лидеров Щелковской ОПГ и напоследок обвинялся в покушении на убийство главы подмосковного агрохолдинга Дмитрия Барченкова (подробнее) Истинными же выгодопреобретателями от подобного «расследования» могли стать другие клиенты юридической компании «Гуричев и Малинин», которые выступали по делу в качестве третьей стороны и представляли интересы руководства «СПОРТТЕКА».

Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что средства массовой информации зачастую влияют на общественное мнение в вопросе громких судебных дел.

А если президент обратил на это внимание, значит так оно и есть.

Клиенты, оценивающие предложение адвоката о привлечении внимания общественности, должны адекватно оценивать общественную значимость своего дела. Обидно, когда за свои же деньги ты пиаришь собственного адвоката, выносящего на публику сор из избы.

СМИ, согласно Доктрине информационной безопасности РФ, являются участниками системы обеспечения информационной безопасности, то есть объектами критической инфраструктуры. Государство справедливо усиливает контроль за иностранным вмешательством в эти процессы. Возможно, под такой же контроль следует взять и публикации о судебных делах, порождающие общественную активность, чтобы понимать, где преследуются интересы участников процесса, а где медийные персонажи от юриспруденции зарабатывают себе баллы за чужой счет.

Автор: Олег Старцев

Фото: https://ru.depositphotos.com/