По мнению портала Izmestev.com, связывание кингисеппских бандитов не только с Игорем Изместьевым, но и некоторыми действующими высшими чиновниками – министром транспорта РФ Игорем Левитиным и его замом Виктором Олерским, не было случайным. Тем более, если это произошло как раз во время новых назначений в сфере морского и речного транспорта.
Виктор Олерский работает в должности замминистра транспорта почти год – с августа 2009. В Белом Доме он курирует вопросы государственной стратегии развития морского и речного транспорта, являясь прямым подчиненным Игоря Левитина. С судоходным бизнесом Виктор Олерский знаком вплотную – он владеет и до своего госназначения руководил несколькими судоходными компаниями, верфями и судоремонтными заводами. А 1 июля Олерского избрали в совет директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт».
Вероятно, именно это назначение не устроило некоторых игроков росиийского судоходного рынка. Почти сразу за сообщением о новых назначениях среди директоров крупнейшего в России портового оператора, в некоторых СМИ появились сообщения о якобы грядущих скоро «разоблачениях» на судебном процессе против бывшего сенатора от Башкирии и экс-владельца нефтехолдинга «Корус» Игоря Изместьева – бывшего партнера Виктора Олерского по нефтеналивному бизнесу.
В материале, увидевшем свет в одном из питерских изданий, Виктор Олерский фактически назван одним из соучастников преступлений финагинской (кингисеппской») преступной группировки, который совместно с Игорем Изместьевым при помощи бандитов «расчищал себе дорогу» в бизнесе танкерных перевозок нефти. Якобы, Олерский и Изместьев, решившие десять лет назад создать собственную нефтяную империю, взялись скупать активы крупнейших портов и пароходных компаний, по ходу устраняя всех, кто попадался на пути. Изместьеву сейчас приписывают неудачное покушение на сына Муртазы Рахимова Урала, бывшего владельца АНК «Башнефть», а также организацию убийства рахимовского главбуха Валерия Сперанского в апреле 2001 года. Исполнителями этих эпизодов признаны участники «кингисеппской банды.
Кстати, сама «кингисеппская» банда имеет мало отношения к питерским портам и верфям. С легкой руки журналистов так окрестили финагинскую преступную группировку, образовавшуюся в начале 90-х годов в Москве из числа сотрудников ЧОП «Перевал», охранявшего некоторые крупные банки и офисы. Некоторые из них, в том числе и лидер киллеров Сергей Финагин, были родом из Ленинградской области. А география преступлений финагинских головорезов простирается по всей России и даже за ее пределы.
В ходе следствия и на судебных слушаниях Игорь Изместьев категорически отрицал свои связи с бандитами, приводя весьма весомые аргументы. Главный из них – отсутствие мотивов таких обвинений. Единственная привязка в них чисто географическая: в свое время ЧОП «Перевал» охраняло московский офис Изместьева, а сам он, наряду с Виктором Олерским, был совладельцем ОАО «Северо-Западное пароходство», активы которого также расположены в Ленинградской области. Партнеры также вели бизнес с башкирскими нефтеперерабатывающими заводами, принадлежавшими семье Рахимовых.
Никаких других связей между уголовниками, большинство из которых уже осуждены на длительные сроки, и бывшими владельцами Северо-Западного пароходства нет. Тем более нет даже косвенных улик о наличии подобной связи. Вскоре после ареста Игорь Изместьев продал свою долю в пароходном бизнесе своему партнеру Виктору Олерскому. К тому времени в группу «Волго-Балт» входили активы ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство»», ОАО «Волго-Балтийская компания», ООО «Волга-флот-танкер», а также Окская судоверфь и Невский судоремонтный завод в Шлиссельбурге.
Незадолго до назначения на государственный пост, Виктор Олерский покинул руководящие должности в своих компаниях и продал контрольный пакет акций холдинга «Волго-Балт» структурам владельца Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина.
Непричастность Изместьева к деятельности «кингисеппских» косвенно подтвердил и сам Виктор Олерский в одном из интервью в августе 2009, вскоре после назначения на пост замминистра транспорта – тогда дело Игоря Изместьева уже было передано в Мосгорсуд:
— «В 2000-м году мне неожиданно было сделано предложение о покупке Волжского пароходства и вскоре я и мой партнер стали совладельцами Волжского пароходства вместе с Игорем Изместьевым. Нашим основным бизнесом к тому времени была перевалка нефтепродуктов. В 1991 году мы нащупали эту нишу, после того как с развалом Союза нефтеналивные порты оказались за пределами страны. Мы решили организовать перевалку в Петербурге. Без всяких особых условий порт пошел нам навстречу. Заработал порт и заработали мы, и я этого не стесняюсь. Когда поступило предложение о покупке Волжского пароходства, мы не имели российских активов «с историей», кроме тех, которые создавались с нуля. Было страшновато, да и денег не хватало… Так у меня появился компаньон Игорь Изместьев, он был единственным, кто согласился из тех, кому нами делалось предложение. В то время его компания была одним из наших клиентов по перевалке. И что бы ни говорили, я не могу пожаловаться, что впоследствии он мне как-то мешал управлять совместным бизнесом…«, — заявил Виктор Олерский.
Обвинения же Изместьева и Олерского в «устранении» конкурента по бизнесу Валерия Сперанского якобы с целью захвата Волжского пароходства и вовсе ложь – Сперанский был правой рукой владельца «Башнефти» Урала Рахимова и курировал все финансовые вопросы переработки нефти в Башкирии – к речному танкерному флоту он прямого отношения не имел. Да и убит был уже после вхождения Игоря Изместьева и Виктора Олерского в волжский и балтийский судоходный бизнес.
Пока трудно сказать, кому оказалось выгодно обвинить действующего замминистра в связях с последней крупной бандитской группировкой 90-х. Возможно, тем же людям, которые в свое время обвинили в связях с ней же предпринимателя и члена Совета Федерации Игоря Изместьева. Ведь громкие суды над целыми формированиями киллеров в наше время – редкость. И хороший повод у кого-то – отобрать бизнес, а кому-то – попытаться испортить репутацию.