Петербургская поэтесса о том, что делает стихи — стихами, и почему творчество не бывает «вторичным»
Эпидемия коронавируса и вынужденная самоизоляция – время, которое большинство из нас должны проводить дома. Многие жаловались на то, что в двадцать первом веке на поэзию нет времени… Что ж, сейчас времени на чтение стихов достаточно, так что возвращение к поэзии теперь – это не вопрос свободного времени, а вопрос желания. Ну а к какой именно поэзии решите обратиться вы, дорогие читатели, к классической или современной, подскажет ваш личный литературный вкус.
Мы же предлагаем вам познакомиться с одной из интересных и самобытных авторов современного поэтического Олимпа. Петербургская поэтесса, публикующая свои стихи под псевдонимом Кейтлин Шатовиллар, в минувшем году вошла в список ста лучших поэтов Петербурга. Найти ее стихи нетрудно, вбив в поиск этот ее творческий псевдоним, так что ознакомиться с ними может каждый.
Ее творчество представляет из себя многогранную и интересную подборку самых разных стихов, среди которых что-то «свое» могут найти как молодые читатели, так и те, кто постарше.
Мы поговори с поэтессой и попросили рассказать о том, что служит ей источниками вдохновения, а также поделиться советами, чьи стихи стоит почитать из современных авторов.
— Вы вошли в список ста лучших петербургских поэтов в прошлом году. С каким стихотворением это удалось и о чем оно?
— О, это, на самом деле, уже довольно старое стихотворение. Я очень сомневалась, стоит ли его брать для конкурса, все таки тема довольно специфическая. Это стихотворение «Джон Рейли», и оно посвящено британским солдатам времен Наполеоновских войн. Мое творчество вообще очень подвержено влиянию исторических сюжетов, и наполеонике я отдала большой отрывок своей жизни. У меня вообще не было уверенности, что оно «выстрелит» хоть как-нибудь, для меня ВДП вообще был первым опытом участия в масштабных конкурсах, но оно понравилось, и я очень этому рада, честно говоря.
— Что чаще всего становится темой Вашего творчества, что дарит вдохновение?
— Это всегда какой-то эмоциональный порыв – музыка, фильмы, книги, исторические события, какие-то личные переживания. Кстати, с описание личных переживаний всегда было сложнее – они дают много вдохновения и порыва, но качество текста получается довольно сомнительным, вероятно из-за того, что эмоции хлещут через край, не успевая оформиться во что-то более или менее осмысленное.
— Вы пишете достаточно нестандартные тексты, интересно, кто чаще оказывается в аудитории таких произведений?
— Честно говоря, с тем, что называют «целевой аудиторией» у меня все сложно. В этом плане даже мои родители, которые чертовски гордятся, что их дочь «ну типа поэт», очень спорно относятся к самому предмету моего творчества, поскольку мои тексты выглядят довольно заумно. Так что в итоге от раза к разу аудитория разнится – фэнтези и мистика нравятся викканам, вещи по книгам и фильмам – их поклонникам, и то не всем. Любовная лирика – отвергнутым женщинам, а есть то, что вообще никому не нравится. Наверное, как у всех.
— Сейчас все вынужденно придерживаемся карантинных мер, но после снова вернуться выступления и концерты…планируете ли вы выступить со своими стихами? И делаете ли это вообще обычно?
— Я практически не выступаю, к сожалению, и тому есть две основопологающие причины, которые цепляются одна за другую. Это слабое здоровье и ужасная застенчивость. Настолько ужасная, что выступая перед большим количеством людей, я могу упасть в обморок просто от волнения. А вдруг не понравится? А вдруг надо мной будут смеяться? Казалось бы, к тридцати годам от таких детских комплексов можно было бы избавиться, но увы. Они все еще со мной.
— Как Вы относитесь к тому, что часть людей называет «вторичным творчеством» стихи по мотивам книг или фильмов? И правильно ли вообще, по вашему мнению, это определение?
— Я вообще не согласна с определением «вторичности» творчества. Оно не бывает вторичным, как не бывает посредственным душевный порыв. И любое творчество по мотивам – это еще один способ сказать спасибо тем, кто заставил нас прожить целую жизнь с героями, испытать что-то особенное. А в том, что оно было особенным – нет никаких сомнений. Иначе и писать об этом не стоит.
— А что вообще делает стихи — стихами? Рифма, ритм, что-то еще кроме этой технической составляющей?
— Техника здесь вообще не причем. То есть без нее стихи могут быть плохими. Или даже ужасными, но стихами они от этого быть не перестают. Для меня поэзия в частности и литература в целом – это особое видение мира, способность находить неочевидные параллели, меткие сравнения для совершенно обыденных вещей. Ведь поэзия – это жизнь, а жизнь состоит из простого, даже если кажется, что она невероятно сложная.
— Чьи стихи любите почитать Вы сами и могли бы порекомендовать нашим читателям?
— Я не буду сейчас говорить о классике, ее нам всем неплохо преподавали в школе. Из современных поэтов я, пожалуй, скажу про Джека-с-Фонарем (под этим псевдонимом пишет достаточно известный сетевой поэт), он обладает невероятным видением мира в принципе, настолько завораживающим, что от его стихов хочется жить, и это даже не проходит к завтраку. И еще, наверное, про Арчета и Стефанию Данилову. И даже не потому, что Данилова, к примеру, моя подруга – мне далеко не все стихи у нее нравятся. Но она пережила многое, и это очень ярко отражается в ее текстах, так что глубоко западает в душу тем, кто сталкивается с подобными проблемами. И жизнь, и слезы, и любовь.
А вообще-то сейчас хороших поэтов очень много, тут можно довольно долго перечислять. Как, к сожалению, очень много и плохих. И их все больше с каждым годом и тех, и других – интернет делает аудиторию доступнее.