Сечину подсунули САНОРС

Хозяева «Самаранефтеоргсинтеза» (САНОРС) пытаются продать свой завод крупным нефтехимическим холдингам, в частности «Роснефти». Причиной продажи источники, знакомые с ситуацией, называют крайне плачевное состояние оборудования и желанием «упасть под крыло влиятельного покровителя». Руководитель Ростехнадзора Самарской области Валерий Сафронов, в эпоху своей деятельности, участвовавший в значительном подъеме стоимости «активов» посредством подписания липовых экспертиз на дырявый хлам называемый технологическим оборудованием, не так давно покинул свой пост. Смена же руководителя надзорной службы может привести к возникновению больших претензий к состоянию производственных активов новокуйбышевской нефтехимической группы и снижению стоимости псевдо активов.

Нефтехимический холдинг САНОРС — ООО «Управляющая компания «Самаранефтеоргсинтез» (г. Новокуйбышевск) образован в 2011 году на базе предприятий ЗАО «СамараОргсинтез», ЗАО «Нефтехимия» и ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания». В 2012 году в состав холдинга также вошло предприятие НК ТЭЦ-2. Предприятия САНОРСа производят широкий спектр продуктов нефтехимии — фенол, ацетон, альфа-метил-стирол, этилен, синтетический этанол, алкилфенолы и другие.

Управляющей компанией является компания с Британских Виргинских островов «Стартекс Континенталь Лтд».

Предыстория САНОРСа богата корпоративными конфликтами между компаниями, позднее ставшими ее составными частями. В частности крайне конфликтной была история взаимодействия «Самараоргсинтеза» и «Нефтехимии» в 2006-2007 годах. Напомним, что в 2001 году ООО «Самараоргсинтез» и ЗАО «Нефтехимия» были выделены в два самостоятельных юрлица из ОАО «Самарский завод «Этанол», созданного на базе самарского завода синтетического спирта. Они перешли во владение разных структур, но остались работать на одной площадке: «Нефтехимии» отошло производство спирта и вся инфраструктура «Этанола», а СОС получил цеха по производству фенола и ацетона. При этом он оказался в зависимости от «Нефтехимии»: завод мог получать доступ ко всем коммуникациям лишь с согласия предприятия-соседа. «Нефтехимия» осуществляла слив и хранение пропано-пропиленовой фракции для СОС, подачу и уборку вагонов с его сырьем по своим железнодорожным путям. Срок договоров, на основании которых осуществлялось сотрудничество предприятий, истек 31 сентября 2006 года, после чего «Нефтехимия» отказалась их пролонгировать: стороны не сошлись в цене за оказываемые услуги. До конца 2007 года «Самараоргсинтез» работал с перебоями, периодически останавливая производство. А 16 марта 2007 года НХ направила в СОС письмо с требованием вывезти с ее складов все сырье и реагенты, а затем окончательно прекратила оказание услуг. По информации руководства предприятия, убытки СОС от простоя предприятия составляли 100 млн рублей ежемесячно. При этом в «Самараоргсинтезе» не исключали, что работа предприятия заблокирована «Нефтехимией» из-за желания ее владельцев — Renova Orgsyntes приобрести СОС.

Корпоративные конфликты сопровождались массовыми заявлениями владельцев компаний о вводе новых производственных мощностей и разрыве зависимости друг от друга. Однако уже в 2011 году ни Реновы (владельца «Нефтехимии»), ни «Энергетического стандарта» (собственника «Самараоргсинтеза») в числе игроков новокуйбышевской нефтехимии не оказалось. Федеральная антимонопольная служба удовлетворила заявки «Стартекс Континенталь Лтд» на приобретение и управление этими компаниями. Третьей в этой структуре стала «Новокуйбышевской нефтехимической компании» (продавцом в 2011 году выступил «Сибур Холдинг»).

Директором объединенной компании стал Игорь Соглаев. Биография Соглаева весьма примечательная. Он закончил с отличием Рязанское высшее воздушно-десантное училище по специализации «Переводчик-референт». Короткое время прослужил в подразделениях российских спецслужб, после чего был завербован западными спецслужбами и, получив образование в Стэнфордском, Колумбийском и Калифорнийском университетах США по специализациям «Управленческая отчетность и управление стоимостью» и «Стратегический и финансовый менеджмент», вернулся на родину «успешным управленцем». Работал руководителем инвестиционного подразделения юридической фирмы «Юст», также занимал посты члена Совета директоров ОАО «Модный континент», председателя Совета директоров ОАО «Банк Финсервис», члена Совета директоров «Седьмой континент», являлся руководителем комитета совета «Седьмого континента» по финансам и аудиту, а также был главой департамента по управлению крупным и частным капиталом в России от «Дойче банка». С 24 марта 2010 года назначен генеральным директором ООО «Самараоргсинтез», а с 4 апреля 2011 года — генеральным директором ЗАО «Нефтехимия». В банкирских кругах Соглаева называют финансистом семьи Груздевых (экс-сенатора РФ). Несмотря на то, что официально владельцы конечного собственника САНОРСа не раскрываются, в финансовых кругах считают, что им является тот же Груздев. Косвенно эту информацию подтверждают слова самого Соглаева, который комментируя сделки по покупке новокуйбышевских активов заявил, что «мы привлекли финансирование одной из крупнейших российских частных групп, работающих с прямыми инвестициями. На сегодняшний день это наш главный финансовый партнер». Этой структурой информированные источники называют «Финсервис» — инвестиционную компанию Груздевых.

Объединив три нефтехимических актива, «Стартекс Континенталь» заявила о крупных финансовых вливаниях в предприятия. В частности в прошлом году компания заявила о планах по инвестированию в развитие в размере 170 млрд рублей. Однако реальность, к сожалению, не столь красива и оптимистична.

По информации источников, связанных с предприятием инвестиции за истекший период крайне незначительны. При этом рост выпуска продукции поражает своими размерами. Комментируя то, за счет чего это происходит, собеседники не стесняются в выражениях. «Из имеющегося оборудования выжимается все, что только возможно. Износ оборудования составляет 90%. Истекшие сроки эксплуатации оборудования продлеваются формально по псевдоэкспертизам. Толщина стенок технологических трубопроводов, по которым ежедневно прокачивается сотни тысяч тонн опасных веществ, сравнима с толщиной пергаментной бумаги. При этом никто уже не задумывается о том, что все это может закончится плачевно. И если оборудование все-таки не выдержит, здесь рванет так, что чапаевские взрывы покажутся просто цветочками и приведет к техногенной катастрофе не локального масштаба, а федерального уровня», — говорит собеседник, знакомый с ситуацией на предприятии.

При этом возникает один вопрос – если ситуация с износом оборудования, а следовательно и с безопасностью производства столь плачевна, то почему же это не вызывает никаких вопросов у местного отделения Ростехнадзора. И здесь мы переходим к еще одной стороне деятельности руководства САНОРСа. Соглаев с местными партнерами давно играет в игру под названием «Найди общий язык с Ростехнадзором». В частности, с «серым кардиналом» местного ведомства по надзору за техническим объектами, с Игорем Власовым. Это предприниматель, владелец компании «Синко», ОАО «ОргЭнергоНефть», ООО «ЭДТОН», а также совладелец в фирмах Юрия Зольникова (бывший руководитель РТН), НПФ «Промэкспертиза» и тд. Помощником на этом пути для новокуйбышевским нефтехимиков выступает никто иной как Александр Нефедов, вице-губернатор Самарской области и экс-глава Новокуйбышевска. Этот довольно тихий человек, старающийся не повышать голоса и дистанцироваться от бизнес-конфликтов, давно считается негласным контролером Ростехнадзора в Самарской области. Он прекрасно знаком и с Юрием Зольниковым,и с Андреем Коноваловым и с Валерием Сафроновым. Исключением из правила стал Харис Якуббаев, который был варягом в регионе. Однако и просидел он на своем посту не так долго.

Сейчас эта группа, включающая Игоря Власова, Александра Нефедова и ряда приближенных лиц включилась в игру гораздо более высокого уровня – в борьбу за кресло руководителя Ростехнадзора России. По неофициальной информации, Игорь Власов уже неоднократно проводил консультации с нынешним заместителем руководителя Ростехнадзора России Светланой Радионовой, к удивлению многих наблюдателей развившей крайне бурную деятельность по согласованию собственной кандидатуры на пост руководителя надзорной службы. Также Власов старается занять одно из руководящих кресел в «Роснефти», пытаясь на всех уровнях пролоббировать покупку самарского нелеквида одной из крупнейших госкомпаний России. Финансовое обеспечение этой деятельности оказывает как раз самарская группа Власова-Нефедова при активном участии во всех этих «схемах» Соглаева. Последний не только пытается получить преференции в самарской нефтехимии, которая за копейки сливается на Запад, но и получить стартовую площадку для дальнейшего захвата нефтехимического комплекса Российской Федерации своими западными покровителями. Лобби и прочую поддержку ей осуществляет близкий знакомый Антон Устинов, советник президента РФ и племянник экс-прокурора России, получавший от вышеназванной Светланы Радионовой, по совместительству любовницы, миллиарды откатных рублей в период проводимых под эгидой «модернизации» проверок топливно-энергетического комплекса России, инициатором которых сам же и являлся.

Тем более эта борьба активизировалась в последнее время, после подписания соглашения о создании СП с Роснефтью, в котором более 50% будет принадлежать госкомпании, а менее 50% — нынешним владельцам САНОРСа. «Цели создания совместного предприятия, а также его дальнейшая стратегия развития предусматривают реализацию проекта строительства в Самарской области нового нефтехимического комплекса мирового класса. Планируется, что комплекс будет ориентирован на импортозамещение и удовлетворение растущего внутреннего спроса на ключевые полимеры и другие химические продукты, конкурентоспособные по параметрам качества и технологий.

Дальнейшая реализация подписанного соглашения создает предпосылки для глубокой интеграции нефтегазодобывающих и перерабатывающих мощностей «Роснефти» с существующими и строящимися нефтехимическими производствами САНОРСа.

Стороны планируют детально проработать вопросы создания СП и подписать юридически обязывающие документы до конца 2013 г», — говорится в официальном пресс-релизе. При этом неточность распределения долей в компании связана с тем, что «Роснефть» планирует провести аудит активов САНОРСа и на этом основании предложить распределение собственности объединенной компании. Господин Власов пытается многократно увеличить стоимость активов, посредством фиктивных экспертиз выполняемых его компаниями. При этом собеседники, знакомые с ситуацией на новокуйбышевских предприятиях говорят о том, что после аудита госхолдинг может и вовсе выйти из этого соглашения. «Одно дело договариваться с Ростехнадзором, чтобы он закрывал глаза на состояние оборудования, и совсем другое пытаться договориться об этом с аудиторами «Роснефти». Не уверены, что это удастся сделать. И тогда всплывет тема об инвестициях в закупки оборудования, что явно не является приоритетом нынешних владельцев САНОРСа»,- говорят собеседники.

Поэтому можно сказать, что ставки для самарских бизнесменов-политиков в игре по «покупке» кресла руководителя Ростехнадзора России крайне высоки. Кресло руководителя местного Ростехнадзора сейчас вакантно, и, по информации ряда изданий, одним из главных претендентов чтобы посадить в это кресло близкого себе человека является губернатор Самарской области Николай Меркушкин. В этом случае у нового главы надзорной службы могут возникнуть крайне неприятные для владельцев САНОРСа вопросы к состоянию производственных активов новокуйбышевских предприятий. Правда для населения не только Новокуйбышевска, но и для всего региона это могло бы стать положительной новостью – сидеть на пороховой бочке и гадать когда «рванет» не относится к приятному времяпрепровождению.