Археологи нашли в ОАЭ древнейшую стоянку Homo Sapiens за пределами Африки

Группа немецких археологов под руководством Ханса-Петера Уерпманна из Университета Тюбингена нашла в пустыне в Объединенный Арабских Эмиратах (ОАЭ) каменные орудия труда, возраст которых был оценен в 120-130 тысяч лет. Их владельцами были люди современного типа — Homo Sapiens.

Уникальную находку археологи сделали на северо-востоке ОАЭ в холмистой гряде Джебель-Файя. Возраст каменный орудий труда по кристаллическому анализу был определен в рамках 120-130 тысяч лет. По мнению ученых, методика производства орудий показывает, что их владельцами были люди современного вида — Homo Sapiens. Если археологам удастся окончательно доказать свой тезис, находка станет настоящей сенсацией в антропологии, поскольку это древнейшие орудия труда современного человека, найденные за пределами Африки. Результаты своих раскопок и исследований немецкие археологи уже опубликовали в научном журнале Science.

Напомним, одной из наиболее широкораспространенных теорий эволюции человека является предположение о том, что люди современного типа (сапиенсы) были потомками или родственниками жившего 1-2 миллиона лет назад в Африке «человека прямоходящего» (хомо эректус). Этот вид (или совокупность видов) людей распространился по территории Африки и большей части Евразии около 800-900 тысяч лет назад. Как установили ученые, эректусы вполне могли скрещиваться с людьми современного типа. Окончательно потомки эректусов — питекантропы в Индонезии и их карликовый вид «человек флоресский» вымерли всего 27 и 18 тысяч лет назад, соответственно.

Около 300 тысяч лет назад в Европе возникли и затем расселились по Евразии неандертальцы (потомки эректуса), которые считаются ближайшими родственниками современного человека (неандертальцы окончательно исчезли около 25-30 тысяч лет назад), а около 200 тысяч лет назад в Восточной Африке появились современные люди (Homo Sapiens). Небольшая популяция этих людей 65-74 тысячи лет назад начала расселяться в Азии и отчасти Европе (первые попытки поселиться в Азии датируются 110 тысячами лет назад). На пути своего продвижения они или истребляли, или ассимилировали более древние виды людей (потомков эректусов и неандертальцев).

Древнейшие орудия труда сапиенсов были найдены в Израиле и их возраст составляет около 100 тысяч лет. Ученые считают, что отдельные группы людей современного вида периодически проникали из Африки в Азию, однако им не удалось там создать устойчивых поселений. По мнению Уерпманна, Аравийский полуостров может оказаться наиболее вероятным местом самой древней миграции сапиенсов из Африки. Как предполагают климатологи, 130 тысяч лет назад уровень моря был на несколько десятков метров ниже современного уровня, и древние сапиенсы могли попадать в Аравию с территории современного Сомали по сухопутному перешейку, который вел в современный Йемен.

— «Вероятно, причинами таких миграций могли быть сильные засухи в Восточной Африке, которые были обусловлены холодным и сухим климатом. Тогда как южная часть Аравии обильно орошалась муссонами и условия жизни здесь были более привлекательными«, — предположил Уерпман.

Как уже сообщал в декабре 2010 года InterRight, находка орудий труда в ОАЭ может оказаться не самым древним доказательством пребывания сапиенсов вне Африки.

Израильскому антропологу Ави Гопферу из Университета Тель-Авива удалось найти в одной из пещер в центральной части Израиля восемь зубов, которые очень похожи на зубы современного человека. Возраст находки был оценен в 220-400 тысяч лет. Это существенно древнее первого предполагаемого появления современного человека в Азии.

— «Эти зубы пройдут еще несколько анализов, чтобы мы могли быть уверенными, кому же они точно принадлежат. Если окажется, что их хозяином был человек современного типа, то это может заставить пересмотреть сложившуюся картину эволюции человека«, — пояснил Гопфер.

Впрочем, многие антропологи уже высказали сомнение в том, что найденные зубы могли принадлежать современному человеку.

— «Доказательств того, что они принадлежат Homo Sapiens, нет никаких, и поэтому расценивать утверждения израильских ученых всерьез не стоит«, — заявил антрополог Пол Мелларс из Кембриджского университета (Великобритания).