Вы здесь

Израильские ученые объявили свою страну родиной современного человека

DPA/InterRight/DPA

Ученые из Университета Тель-Авива сделали сенсационную находку в пещерах Кассема на территории Израиля - 8 зубов человека, возраст которых составляет около 400 тысяч лет. Антропологи считают это свидетельством того, что не Африка, а Израиль был прародиной человека современного типа.

Напомним, одной из наиболее широкораспространенных теорий эволюции человека является предположение о том, что люди современного типа (сапиенсы) были потомками или родственниками жившего 1-2 миллиона лет назад в Африке "человека прямоходящего" (хомо эректус). Этот вид (или совокупность видов) людей распространился по территории Африки и большей части Евразии около 800-900 тысяч лет назад. Как установили ученые, эректусы вполне могли скрещиваться с людьми современного типа. Окончательно потомки эректусов - питекантропы в Индонезии и их карликовый вид "человек флоресский" вымерли всего 27 и 18 тысяч лет назад, соответственно.

Около 300 тысяч лет назад в Европе возникли и затем расселились по Евразии неандертальцы (потомки эректуса), которые считаются ближайшими родственниками современного человека (неандертальцы окончательно исчезли около 25-30 тысяч лет назад), а около 200 тысяч лет назад в Восточной Африке появились современные люди (Homo Sapiens). Небольшая популяция этих людей 65-74 тысячи лет назад начала расселяться в Азии и отчасти Европе (первые попытки поселиться в Азии датируются 110 тысячами лет назад). На пути своего продвижения они или истребляли, или ассимилировали более древние виды людей (потомков эректусов и неандертальцев).

Израильскому антропологу Ави Гопферу из Университета Тель-Авива удалось найти в одной из пещер в центральной части Израиля восемь зубов, которые очень похожи на зубы современного человека. Возраст находки был оценен в 220-400 тысяч лет. Это существенно древнее первого предполагаемого появления современного человека в Азии.

- "Эти зубы пройдут еще несколько анализов, чтобы мы могли быть уверенными, кому же они точно принадлежат. Если окажется, что их хозяином был человек современного типа, то это может заставить пересмотреть сложившуюся картину эволюции человека", - пояснил Гопфер.

Впрочем, многие антропологи уже высказали сомнение в том, что найденные зубы могли принадлежать современному человеку.

- "Доказательств того, что они принадлежат Homo Sapiens, нет никаких, и поэтому расценивать утверждения израильских ученых всерьез не стоит", - заявил антрополог Пол Мелларс из Кембриджского университета (Великобритания).

По его мнению, скорее всего, зубы принадлежат одной из разновидности неандертальцев, или же виду людей, который происходит по прямой линии от общего предка неандертальцев и людей современного типа. В пользу этого предположения может свидетельствовать и то, что сам Гопфер в своей публикации в журнале American Journal of Physical Anthropology об этой находке осторожно отмечает наличие у найденных зубов неких черт, которые могут быть присущи зубам неандертальцев.

По мнению ученых из Великобритании и Германии, человеческие зубы являются достаточно зыбким основанием, чтобы судить о видовой принадлежности их хозяина. Впрочем, сам Гопфер уже пообещал, что постарается при раскопках найти аргументы "посерьезнее" - например, челюсть или другие крупные кости. Напомним, Израиль считается и так самым древним местом вне Африки, где появился человек современного типа. Древнейшие находки костей прямых предков современного человека датируются 110 тысячами лет. Однако известно, что эта популяция Homo Sapiens не смогла выжить.

Найденные в Израиле зубы. Фото: Reuters