Утверждение, что губернаторские выборы в политическом сезоне 2017 стали менее конкурентными, чем были в последние годы, – явная спекуляция. Институционально система не изменилась никак — выборы проходят по правилам, предложенным и утвержденным весной 2012 года и с тех пор остававшимися неизменными.
Еще в конце 2012 года — сразу после первого ЕДГ по новым правилам — в ИСЭПИ прошло обсуждение результатов кампании, тогда эксперты оппозиционных партий выступили с критикой отдельных элементов новой системы. Тогда Д.Бадовский заявил, что ждать немедленных реформ «необоснованно и преждевременно». С тех пор прошло почти пять лет, вместивших в себя выборы в 71 субъекте федерации и только один случай, когда в них победил представитель оппозиции.
Тем не менее, ситуация имеет тенденции к изменению. Напомним, что на прошлой неделе Первый заместитель руководителя Администрации Президента С.Кириенко провел первое заседание рабочей группы по реформированию избирательного законодательства (о чем сообщала газета «Ведомости» 22 июня 2017 года). В группу вошли представители ключевых парламентских и непарламентских партий. Обсуждались, в том числе, возможности реформирования процедуры выборов глав субъектов. Очевидно, что изменения в избирательном законодательстве могут быть реализованы не в разгар цикла.
Итак, вот они высоко конкурентные выборы за последние пару лет:
В Иркутской области Серей Левченко (КПРФ) во втором туре выиграл у временно исполняющего обязанности губернатора Сергея Ерощенко;
Партия ЛДПР оспаривала победу в первом туре с 50,64% кандидата от Единой России Александра Козлова в Амурской области. Иван Абрамов (ЛДПР) тогда набрал 28,3%;
Константин Маркелов в Марий Эл набрал 50,76% голосов, против него, кстати, выступил нынешний оппонент врио губернатора Кировской области Сергей Мамаев, получив 32,3% голосов избирателей.
Сегодня по той же институциональной модели проходят совершенно разные по стратегиям и раскладам избирательный кампании в регионах. Выдвигаются кандидаты от партий парламентской оппозиции и от непарламентских партий. Предложенные центром кандидатуры ВРИО губернаторов говорят о курсе на обновление системы управления региональным развитием. Средний возраст 11 новых ВРИО – 44 года. Все они имеют существенный опыт привлечения инвестиций, разработки и реализации программ отраслевых и межрегиональных программ. Впрочем, «назначенцам» приходится непросто в завоевании доверия местных элит и электората, что заставляет их применять различные политические стратегии при проведении своих избирательных кампаний.
В Севастополе реализуется стратегия пакта элит – Дмитрий Овсянников взял в команду своего основного конкурента;
В Свердловской области от партии «Зеленые» скорее всего все-таки удастся выдвинуться либеральному депутату Екатеринбургской городской Думы Константину Киселеву, который вполне успешно сумел отработать с муниципальными коллегами;
В Кировской области ВРИО Игорю Васильеву конкуренцию составят сильные местные политики, депутат Государственной Думы от ЛДПР Кирилл Черкасов и депутат областного ЗакСа с опытом губернаторских выборов Сергей Мамаев;
В Пермском крае Максиму Решетникову придется противостоять оппозиционному политику, лидеру общественно-политического движения «Выбор» Константину Окуневу;
В Ярославской области партиям не удалось договориться о едином кандидате от оппозиции, в качестве которого рассматривался депутат всех созывов ГосДумы Анатолий Грешневиков. В итоге выдвинуто 6 кандидатов, в том числе партиями «Яблоко», «ПАРНАС», «Коммунисты России». Вопрос о выдвижении Грешневикова пока подвешен «Справедливой Россией».
Найти «среднюю температуру по больнице» среди столь различных по градусу кампании можно, повторимся, лишь спекулятивным путем. Конфигурация и острота борьбы зависит от политико-экономических раскладов в субъектах. Именно поэтому конкуренция видна ярко там, где местные элиты традиционно были разобщены и политически активны.