Глава Министерства Иностранных Дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр в пятницу пообещал уступить долю на Ближнем Востоке российской стороне, в обмен на отказ от поддержки сирийского президента Башара Асада. По его словам, получив предлагаемую долю, Россия станет влиятельнее, чем была при Советском Союзе.
Аль-Джубейр обосновал это заявление возможностью для России выйти на международный рынок стран-участниц союза арабских государств Персидского залива, и открытием региональных инвестиционных возможностей, превышающих даже инвестиционный пакет Китая.
По мнению Елены Супониной, советника директора Российского института стратегических исследований, это предложение абсурдно. Она назвала аль-Джубейра энергичным, молодым министром, которому явно не достает политического и дипломатического опыта. Он недооценивает роль России на международной арене, что подходит к вопросу так примитивно, «с калькулятором».
В действительности интересы Москвы на Ближнем Востоке выходят далеко за пределы поддержки сирийского президента, как и любых других политиков. Глупо полагать, что нашу страну можно так легко купить за деньги, за нефтедоллары или саудовские риалы.
Россия намерена поддерживать хорошие взаимоотношения с Саудовской Аравией, развивая торговлю и экономическое сотрудничество. Для этого, наверное, придется искать компромисс в политических разногласиях по той же Сирии, но так открыто шантажировать Москву, обещая «золотые горы» в обмен на предательство политического союзника – абсолютно неприемлемо.
А Сирийский кризис, судя по последним террористическим атакам, чреват гигантскими издержками для всего мира. «Во сколько оцениваются жизни детей, погибающих в Ницце?». В первую очередь, интересы России в Сирии – объединение усилий по борьбе с международным терроризмом. И на этом фоне ставить вопрос о политической судьбе Асада – кощунственно.
Сирийская оппозиция и многие страны Запада действительно заинтересованы в свержении Башара Асада. Но российская сторона неоднократно заявляла, что поднимать вопрос о смене политического руководства в стране в праве только сам сирийский народ. Об этом же свидетельствуют нормы международного права, о чем забыло большинство «оплотов демократии».