Ночь с пятницы на субботу выдалась для Анкары небывало кровавой и беспокойной. По меньшей мере, 60 человек, по последним данным, погибли там минувшей ночью. Первая информация в СМИ появилась за час до полуночи: городе услышали стрельбу и взрывы, в воздухе начали летать истребители. Социальные сети Facebook и Twitter были сразу же заблокированы для местных жителей – как радикальная мера по борьбе с массовой оглаской, неизбежной в сложившейся ситуации.
В то же время очевидцы заметили зависший над зданием национальной разведки турецкий военный вертолет, открывший огонь по зданию парламента. Как выяснилось чуть позже, по данным турецкого информационного агентства «Анадолу», сообщившего официальную информацию о происшествии, под обстрел попало здание парламента Турции. В результате обстрела погибло 12 человек.
Предположения о военном перевороте у турецких пользователей соцсетей появилось сразу же, еще до того, как сервисы успели заблокировать. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сообщил по телефону о группе военнослужащих, которые решили предать свою страну, воспользовавшись оружием и полномочиями. Очевидно, пытаясь приуменьшить панику в глазах общественности, по его словам, событие даже государственным переворотом назвать нельзя.
Тем не менее, 20 минут спустя, в эфире телеканала NTV от лица Генерального штаба Турции прозвучало заявление о захвате власти в стране из рук турецкого парламента. Даже сообщалось, что при смене руководства будут сохранены прежние международные отношения с другими странами. Об этом, оказывается, они говорили в интервью еще накануне днем.
Спустя всего 15 минут после публикации этого заявления, начальник турецкого Генштаба Хулуси Акара был задержан правительственными военными, а несколько минут спустя, премьер Йылдырым заявил, что турецкое правительство продолжает работу.
Примерно в полночь по московскому времени в Турции было объявлено военное положение и введен комендантский час. Еще примерно через час лидер государства Тайип Эрдоган связался по телефону с турецким телеканалом СNN Turk и рассказал о «незначительной группе военных», пытающихся совершить вооруженный мятеж в стране.
По словам Эрдогана в том заявлении, группировка состоит из последователей бывшего имама турецких мусульман, проповедника Фетхуллаха Гюллена, в 1999 году переехавшего из Турции в США. В конце интервью президент пообещал их наказать, добавив: «У турецкого правительства много врагов. Но все, кто к этому причастен, вскоре горько пожалеют». Однако утром проповедник Гюллен заявил, что он не имеет к мятежу отношения и сам осуждает кровопролитие.
В течение ночи, небо над Турцией было закрыто для авиаперелетов. Ожесточенные бои правительственных военных и сторонников государственного переворота не стихали в течение ночи, но по некоторым данным, звуки перестрелок были слышны и утром.
Самая ожесточенная борьба развернулась за контроль над телерадиовещанием. В районе 4 часов утра сторонниками военного переворота на некоторое время удалось захватить здание телеканала CNN Turk, по которому несколькими часами ранее передавалось заявление Эрдогана. Но правительство Турции вскоре вернуло над ним контроль. На короткое время в эфир телеканала попал видеофрагмент, на котором была видна пустая студия, и на фоне слышались звуки стрельбы.
Крайне смущает изначальная позиция турецкого правительства каждое событие в течение ночи комментировать в духе: «все уже в порядке, виноватые задержаны, мы их накажем». С трех часов ночи (по московскому времени) турецкое правительство в каждом заявлении сообщало об успешном подавлении мятежа, организованного командованием ВВС и жандармерии страны – виновными впоследствии признали их, вопреки первоначальному заявлению Эрдогана.
Появлялась информация об интенсивной перестрелке в 5 часов утра, возле здания парламента и генштаба турции, а в 7 часов утра турецкие ВВС нанесли удары по танкам, окружившим резиденцию Эрдогана в Анкаре.
И до сих пор продолжает появляться противоречивая информация в СМИ о продолжающихся в Анкаре волнениях, но официальная позиция официальных властей неизменна – «У нас уже все в порядке», мятеж уже давно прекращен безоговорочной победой правительственных сил.
А сейчас они во всю заняты все новыми арестами военнослужащих, обвиняемых в государственной измене, обсуждая применимые к ним меры наказания. Сначала арестовали 150 военных. Потом эта цифра резко возросла до 750. Теперь же, по последним данным, после попытки переворота в Турции задержано уже более 1500 военнослужащих.
Но столь явные противоречия в официальных данных вызывают очень серьезное беспокойство. Трудно сказать, на чьей стороне правда, но уже есть куча поводов не верить официальным властям Турции. Даже неприятный опыт современной российско-турецкой дипломатии учит нас тому, что правды в правительстве Турции говорят мало.
Даже судя по блокировке соцсетей в самом начале инцидента, турецкие власти явно боятся какой-то информации, побудившей тысячи военнослужащих рискнуть своей жизнью в попытке свергнуть правительство.
Самую ожесточенную борьбу мятежники вели именно за возможность любой ценой пробиться в эфир федеральных СМИ этой ночью. И власти Турции встретили их таким яростным отпором, что с трудом, но удержали под контролем эту «стратегическую высоту». Может, восставшим и правда было что рассказать?