Арабские Соединенные Штаты

Горячие головы подсказывают египетским генералам решение всех проблем. Ливийская граница со стороны Египта больше не охраняется. Под предлогом прекращения гражданской войны, свержения кровавой диктатуры и сохранения поставок нефти в Европу, египтяне могут ввести в Ливию войска, при одобрении или молчаливом согласии большей части мирового сообщества. Бедному и перенаселенному Египту крайне выгодно было бы вовлечь богатую Ливию в один из вариантов федеративного государства, проекты которых активно разрабатывались в прошлом. Это позволило бы на треть увеличить египетский ВВП на душу населения (с $2,7 тыс. до $ 3,6 тыс.).

Как известно, все ключевые арабские политики 50-х и 60-х гг. XX века были одержимы идеями панарабизма: Насер (Египет), Асад (Сирия), Бургиба (Тунис), Хусейн (Ирак), Каддафи (Ливия), Арафат (Палестина). По их инициативе арабы вплотную подошли к реализации нескольких конфедеративных проектов. «Объединенная Арабская Республика» в составе Сирии и Египта существовала с 1958 по 1961 год. Она же вместе с Йеменом образовывала конфедерацию под именем «Объединённые Арабские Государства». В 1963 году велись активные переговоры о федерации в составе Египта, Сирии и Ирака, с возможным присоединением Алжира и Йемена. В 1972-77 гг. существовала «Федерация Арабских Республик» в составе Египта, Ливии и Сирии. Так что ливийцам не привыкать жить в одном государстве с египтянами. К ФАР какое-то время хотел присоединиться Судан. В 1973 году президент Туниса призывал к созданию «Соединённых Штатов Северной Африки» в составе Алжира, Ливии и Туниса. В 1974 году «Арабская Исламская Республика» в составе Ливии и Туниса почти уже стала реальностью, если бы от идеи не пришлось отказаться под угрозой войны с Алжиром. Реализация идеи СШСА, вкупе с уже существующей в то время ФАР, позволила бы арабам создать единое конфедеративное пространство от Алжира до Сирии.

Камнем преткновения сначала были амбиции харизматичных лидеров первой волны арабского возрождения, потом – мелочные клановые интересы политиков-эпигонов. Сегодня, с очередной сменой политических поколений в арабском мире, эти проекты снова могут стать актуальными. По крайней мере две крупные арабские страны жизненно заинтересованы в «Арабских Соединенных Штатах» (на картинке – гипотетический флаг АСШ). Во-первых, это Египет, у которого слишком мало нефти и продовольствия, чтобы выжить со своим 80-миллионным населением. Во-вторых, это «сомализирующийся» Ирак, у которого много нефти, но нет порядка. И этот порядок по-настоящему может навести только дружественная арабская рука, а не американские «прогрессоры».

С другой стороны, под угрозой тотального обрушения арабского мира в хаос революций и переворотов, в этом проекте может быть заинтересован и ЕС. Добрая половина Лиги Арабских Государств уже включена в «Средиземноморский Союз», дочерний ЕС. Почему бы для равновесия с ЕС не оформить арабскую часть этого Союза в упорядоченную конфедерацию?