Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал у себя на сайте расшифровки переговоров диспетчеров аэродрома под Смоленском перед катастрофой Ту-154, в которой погиб бывший президент Лех Качиньский. Согласно записи, диспетчеры предлагали экипажу уйти на второй круг.
Ранее польская сторона пыталась возложить частичную ответственность за катастрофу Ту-154 на аэродроме «Северный» в апреле прошлого года на смоленских диспетчеров. В частности, министр внутренних дел Польши Ежи Миллер заявил, что российские диспетчеры действовали под давлением, наделали ошибок и не смогли помочь экипажу погибшего самолета. В этой связи МАК опубликовал у себя на сайте «полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами».
— «Комиссия проанализировала записи, зарегистрированные диспетчерским магнитофоном, а также записи переговоров группы руководства полетами с экипажем самолета Ту-154. Также была проведена независимая оценка действий группы руководства полетами. Фактов давления на группу руководства полетами не выявлено», — заявил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов в эфире НТВ накануне.
В документе, в котором расшифрованы переговоры диспетчеров и экипажа самолета, говорится, что в 09:51 российский руководитель полетов (на вышке на аэродроме в Смоленске) сообщил, что на аэродроме складываются неблагоприятные погодные условия: «Надо для основного поляка уточнять запасной, потому что пока погоды нет». Примерно в 10:10 руководитель полетов сообщил, что видимость на аэродроме «Смоленск-Северный» — не более 400 метров.
В 10:23 экипаж самолета Качиньского вышел на связь с аэродромом «Смоленск-Северный» и сообщил, что идет на снижение. Руководитель полетов в Смоленске уточнил, сколько у польского самолета осталось топлива, и спросил: «А запасной аэродром у вас какой?». В ответ прозвучало: «Витебск, Минск».
В 10:24 экипаж польского президента запросил данные о метеоусловиях в Смоленске, и получил ответ, что видимость составляет 400 метров. Тем не менее польский экипаж принял решение о снижении. В 10:35 руководитель полетов предупреждает, чтобы польский самолет был готов уйти на второй круг. «Так точно», — отвечает командир польского экипажа. В 10:41 российский руководитель полетов дает команду «Уход на второй круг» и повторяет ее еще два раза. Но польский борт уже не отвечает.
Как сообщал ранее InterRight, ранее МАК обнародовал расследование причин катастрофы Ту-154, погибшего в небе над Смоленском. В своем докладе МАК фактически обвинил в трагедии экипаж самолета, который, находясь под воздействием главкома ВВС Польши Анджея Бласника не принял вовремя решение об уходе на запасной аэродром.
Доклад МАК вызвал резкую реакцию многих польских политиков. Брат-близнец покойного президента Ярослав Качиньский назвал его «пощечиной Польше». Глава МВД Польши Ежи Миллер в эфире польского телеканала TVN24 частичную ответственность за трагедию возложил на диспетчеров аэродрома Смоленска «Северный». По его мнению, диспетчеры должны были ясно запретить экипажу погибшего самолета садиться в сложившихся на тот момент метеоусловиях.
Вдова главкома ВВС Польши Анджея Бласика, находившегося в кабине экипажа Ту-154 вплоть до крушения самолета, заявила в Сейме, что не верит в то, что ее супруг был пьян в момент катастрофы. По ее словам, никаких доказательств тому нет, хотя ранее председатель МАК Татьяна Анодина заявила, что в крови Бласика было обнаружено 0,6 промилле этилового спирта.
Самолет Ту-154, на борту которого находилась представительная делегация польских политиков, генералов и банкиров, а также президент страны Лех Качиньский со своей супругой упал при приземлении в аэропорту «Северный» рядом со Смоленском 10 апреля прошлого года. Польская делегация должна была посетить мемориальную службу, посвященную 70-летию расстрела в Катыни (Смоленская область, Россия) сотрудниками НКВД СССР взятых в плен польских офицеров.