Курение на борту самолета категорически запрещено. Однако недоумков, испытывающих никотиновое голодание и решивших, что правила писаны не для них, до сих хватает. Некоторые пытаются втихаря покурить в туалете, обманув датчики. Это не говоря уже о дебоширах, которым алкоголь отключает мозг напрочь. Те могут закурить прямо в салоне. Административные меры и увещевания бортпроводников работают плохо. Авиакомпания «Победа» подошла к этому вопросу радикально.
Курение на борту воздушного судна создает угрозу безопасности и по этой причине категорически запрещено. Соответствующая информация доводится до пассажиров в течение всего полета. Этим летом «Победа» стала предупреждать о том, что будет сажать самолет из-за курения на борту. И не просто предупреждать, а действовать.
Такие случаи уже были. Например, в июле самолет, следовавший из Махачкалы в Санкт-Петербург совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково. Вынужденная остановка составила около 35 минут. Пассажир, ставший виновником экстренной посадки, был снят с самолета, задержан полицией и доставлен в линейный отдел МВД. Еще была пара подобных инцидентов.
— А нам надоело жаловаться в полицию, в Роспотребнадзор. Пассажиров штрафуют на 500 руб., и все. А случаев курения становилось все больше и больше. Помимо того что это неприятно другим пассажирам, это прямая угроза безопасности полета. Самолет в случае пожара выгорает полностью за несколько минут, — рассказывает глава авиакомпании Андрей Калмыков. — В течение месяца на борту не закурил ни один пассажир. Конечно, любой может покурить, но это будет самый дорогой перекур в вашей жизни — 200 тысяч руб.
Расходы по экстренной посадке взыскиваются с пассажира. Сюда может войти оплата аэропортового обслуживания, зарплата членов экипажа, дозаправка. Несколько дел уже переданы в суд. Руководство авиакомпании считает, что с юридической точки зрения взыскание прямых расходов гарантировано на 110%.
Жестко? Пожалуй, да. Эффективно? Если верить словам руководителя «Победы», эффективно. Справедливо? В экстренных случаях приходится идти на подобные меры. Безопасность в авиации является основой.
Права ли тут «Победа» на ваш взгляд? Стоит ли другим авиакомпаниям перенять этот опыт?