Не устаешь поражаться тому, что творится с московским транспортом. Всего за каких-то пять лет Собянин с Ликсутовым умудрились практически воспроизвести в Москве ситуацию конца или даже начала 80-х — с очередями на остановках, редкими и кое-как передвигающимися, неповоротливыми скотовозками, которые — и это главное — почти всегда набиты народом под завязку. Москвичи вспоминают подзабытое искусство — как втискиваться в переполненный автобус, работать локтями, как висеть на подножке, как пробираться к выходу в толпе, если в автобусе даже дышать трудно. Просто красота, «вспомни детство золотое!»
Но хотя бы уже понятно, как следует называть «новую транспортную политику» в Мск. Конечно, все это новое, как и положено — хорошо забытое старое, и мы имеем дело не с «реформой» (как ликсутовцы сами о себе говорят), а с кое-чем прямо противоположным — с типичной контрреформой. По сути, все путинское правление представляет собой все более отчетливую контрреформу как в целом, так и в частностях — и московский транспорт — как раз очень такая сочная «частность».
Нам все это время парили мозги какими-то «урбанистами» и назойливо обещали, что, мол, вот-вот сделают в Москве «как в Берлине и в Цюрихе», клялись, что берут за образец «цивилизованную Европу»; но на деле образец был совсем другой, всем хорошо знакомый — это СОВОК. Вот к нему мы ударными темпами и возвернулись. Все как на Тульском мебельном заводе — какие бы детали оттуда ни крали, не получишь ни стола, ни стула, ни шкафа: при любых раскладах выходит Ак-47, И БОЛЬШЕ НИЧЕГО.
Вернули, конечно, и кое-что хорошее от совка — например, при Ликсутове наконец-то возродился проездной на все виды городского транспорта. При совке я, помню, всегда старался его купить, он стоил что-то типа 6 рублей — и вот сегодня он опять есть, и цена, на удивление, вполне божеская — 5 тыс. на три месяца, на все сразу и без ограничений! Это реально удобно.
Все остальное — тоже копия совка, и вот тут уже удобствами не пахнет.
Характерный момент: они поотменяли все маршрутки и заявили, что теперь будет «много дополнительных автобусов и троллейбусов», которые будут, дескать, «ходить точно по расписанию». Однако на самом деле именно расписания в московском городском транспорте так и не появилось! Расписание — это как раз то, что есть у городского транспорта в Берлине, Вене, Цюрихе и даже Риге; а в Москве — нет, в Москве только «интервалы» — в точности как было и в совке. «Интервалы движения» это на самом деле стыдливый эвфемизм, обознающий, что транспорт ходит как ему вздумается; я это понял с самого начала — и так оно все и оказалось.
Причем очевидно, что сейчас пока еще самый благоприятный момент: желая подсластить пилюлю с отменой маршруток по всей Москве, мэрия расщедрилась и закупила, если верить ее же пресс-релизам, дополнительно к парку еще порядка двух тысяч новых автобусов и троллейбусов. Этого, понятно, явно недостаточно — но на первое время, видимо, позволило хотя бы формально за счет «свежей крови» обеспечить какую-никакую интенсивность движения.
И уже сейчас — через каких-то пару месяцев — видно, как выдыхается этот импульс. Транспорт на глазах ходит все хуже — и это понятно: новенькие автобусы накапливают «болячки», ломаются, ставить на линию нечего, с ремонтом у Мосгортранса всегда швах, закупать новые тысячи автобусов мэрии уже не на что. Впору зевать — все эти жалобы на изношенность парка, плохой ремонт и нехватку водителей мы читали еще в перестроечной прессе; реально же дело в том, что советский Мосгортранс по-другому работать не умеет и никогда не будет.
Мэрия по-своему старательно воспроизвела в Москве советскую Москву, хотя бы внешне: изничтожила палатки и ларьки, ликвидировала маршрутки. По Москве опять ползают переполненные автобусы-«гусеницы», а народ тихо матерится на остановках, ожидая по полчаса на морозце свой ОТ — чтобы брать его с боем.
Что ни делают совки — все время у них получается совок. Не правда ли, удивительно?