Гражданин США Терренс Браун, фигурант уголовного дела о грабеже инкассаторской машины и убийстве шофера, поставил в двусмысленное положение не только прокуратуру родной страны, но и, по большому счету, администрацию президента Обамы.
Просит мистер Браун немногого: подтвердить, подняв архивы электронной разведки США, собственное алиби на момент преступления. Тем временем, любой ответ на этот запрос может вызвать лавину непредсказуемых последствий. Дело в том, что сам факт прослушки телефонных переговоров американскими спецслужбами уже давно ни у кого не вызывает удивления. Но до сих пор результаты этой подзаконной деятельности еще не становились доказательствами в судебном процессе.
К неожиданному для силовиков демаршу Терренса Брануна толкнула безысходность. Обвиняемый в тяжком преступлении пытается доказать свою невиновность при помощи биллинга своего мобильного телефона. По словам Брауна, расшифровка его звонков может наглядно подтвердить его слова о том, что он не присутствовал на месте разбойного нападения. Оператор связи, отвечая на письма адвокатов Брануна, твердит об якобы уничтоженных архивах. Зато, судя по недавним откровениям бывшего сотрудника ЦРУ Сноудена, мобильные переговоры записывает и бережно хранит Агентство национальной безопасности (АНБ). А потому, адвокаты Терренса Брауна предлагают американским контрразведчикам поделится информацией о звонках своего клиента с американским же судом.
Представители прокуратуры на запрос суда отреагировали довольно нервно. В США действует прецедентная система правка, поэтому, один раз раскрыв свои информационные кладовые по решению суда, АНБ будет вынуждена выдавать данные полузаконных прослушек по каждому схожему поводу. Правда, отвертеться от выдачи своих архивов ведомству будет довольно трудно: в США, с оговорками, все же действует верховенство права. У мистера Брауна есть все основания рассчитывать на справедливость. В отличие, скажем, от обвиняемого в убийстве российского оппозиционера Даниила Константинова, телефонные биллинги которого суд попросту отказался рассматривать.