В течение майских праздников я, вместе с большинством русских людей (включая горожан), занимался земледелием. Я уже объяснял, что за повальным увлечением садоводством-огородничеством в России стоит не только меркантильный расчет или забота о здоровом образе жизни, но и определенная жизненная позиция. Это позиция «внутренней эмиграции» от окружающего маразма. Личные несколько «соток» — это единственное пространство, где любой русский может гарантированно реализовать свою волю к изменению реальности, и получить в итоге конкретный результат без посредников и начальников. Собственно, только эти крошечные X соток и составляют подлинный «лебенсраум» современного русского человека, жителя колонии. Сразу за их пределами начинается «оккупированная территория».
Вокруг этого занятия формируется специфическая массовая субкультура, свободная от ложных проблем, внешних культурно-идеологических влияний и ориентированная на чистую, приземленную целесообразность с оттенком экологизма. «Вскопал-посадил-полил-прополол-собрал». Эта субкультура довольно хорошо отражена в «печатноблоггерских» нишевых СМИ типа миллионника «Моя Прекрасная Дача». Если кто-то сегодня задается вопросом: «Где, в каких подземных резервуарах формируется новая, незамутненная русская идентичность», то я отвечаю: вот здесь примерно и формируется. Это своего рода сочный компост, на котором впоследствии может вырасти что-то собственное и жизнеспособное. Все остальное в России вымрет, выродится или сбежит за рубеж. Победит «человек с лопатой».
На первый взгляд, это похоже на абсурд. В эпоху «нанотехнологий» многомиллионная нация, еще недавно — весьма продвинутая в плане науки и техники, вместо всевозможной «модернизации» зарывает свои усилия в землю. Буквально зарывает. Буквально в землю. Это симптом, который показывает, до какой степени эту нацию не устраивает окружающая социальная реальность, — где, собственно, нет места какому-то конструктивному творчеству, меритократии, науке и технике. Не то чтобы это копание земли было осознанно «протестным». Просто это — самая доступная из альтернатив. Земля не обманет, не заставит служить чужим интересам. Здесь налицо практика отключения от чужой социальности, причем достаточно радикальная: с выращенного урожая не платят налогов, не отдают прибавочную стоимость работодателю и т.п. Эта практика оказывает определенное влияние и на отношение к миру в целом. И наступит момент, когда она будет достроена и в политическое, и в духовное измерение.