Пока большинство сограждан, посчитав копейки, оставшиеся после самоизоляции и краха малых бизнесов, ждет финансовой помощи отгосударства, отдельные наиболее пострадавшие россияне напрямую обращаются к президенту за поддержкой. И нет сомнений, они ее получат.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом России Владимиром Путиным 12 мая попросил о поддержке инвестиционных программ компании путем смягчения банковской политики, относящейся к доступности кредитования. Сечин, чтобы не вызывать подозрения в чрезмерном лоббизме интересов «Роснефти», подчеркнул, что вопрос касается «и наших подрядчиков, и наших поставщиков». Заодно на вчерашней встрече руководитель нефтяной компании попросил о снижении тарифов транспортных монополий.
Правда, сразу после этого глава нефтяной компании сообщил о сокращении инвестпрограммы «Роснефти» в 2020 году на 200 млрд рублей, то есть на 21%.
В тот же день издание РБК выяснило, что Сечин ранее попросил у Мишустина налоговые льготы в виде коэффициента 0,21 для ставки НДПИ по трудноизвлекаемым залежам газа березовской свиты в Западной Сибири.
Кроме того, «Роснефть» рассчитывает добавить в Порядок проведения аукционов по недрам условие о наличии действующих проектов по разработке нефтегазовых месторождений в арктической зоне Красноярского края у участника аукциона или аффилированного с ним лица. С учетом того, что ранее компания отбила все попытки российских и зарубежных конкурентов войти на шельф, бесспорный победитель будущих аукционов вырисовывается сам собой.
Единственное, что «Роснефть» пока не собирается сокращать – это свои запросы. Согласно опубликованной отчетности, вознаграждение правлению «Роснефти» за 2019 должно составить 3,5 млрд рублей. С 2014 года ежегодная сумма вознаграждения выросла на 30%. Напомним, что, согласно данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения с начала этого года сократились на 0,2%. А в целом реальные доходы россиян падали с 2014 по 2017 год, показав околонулевой рост (+0,1%) в 2018 году и рост на 1% в 2019 году. Справедливости ради стоит отметить, что россиян в числе членов правления «Роснефти» не очень много.
Рост размера вознаграждения правления не коррелируется с ростом доходов населения России, зато неплохо совпадает с ростом цен на топливо за эти годы. Литр бензина подорожал до 47 рублей против 28-32 рублей с весны 2014 года. Раньше этот рост объяснялся высокими мировыми ценами на сырье. Но с начала марта этого года, когда нефтяные котировки рухнули почти в 2,5 раза, бензин подешевел всего лишь… на 1 копейку. Более того, даже граждане зрелого возраста уже и не вспомнят случай, когда нефтяные компании снижали внутренние цены на топливо при падении цен на нефть.
Во всей этой истории вызывает удивление даже не неспособность руководства нефтяной компании справиться со своими непомерными аппетитами, а тот факт, что все предыдущие преференции, льготы и вливание государственных денег в «Роснефть» заканчивались катастрофическим провалом. Не исключено, что однажды топ-менеджмент «Роснефти» войдет в учебники экономики в качестве примера того, как сначала можно получить сотни миллиардов рублей помощи, а потом просить в два раза больше на исправление ошибок, совершенных на эти деньги.
Поэтому, уважаемые сограждане, вместо того, чтобы считать копейки и безмолвно ждать подачек, учитесь просить так, как это делает Игорь Иванович: обделавшись по полной, но с гордо поднятой головой и миллиардным вознаграждением в кармане. Потому что нищебродов и неудачников никто не любит.
Александр Седунов