37 млрд рублей лишился российский бюджет от технологических потерь на месторождениях компании «Роснефть», которые неожиданно резко выросли после 2016 года.
Это следует из данных обнародованных генеральным директором группы компаний «Метапроцесс» Кириллом Лятсом.
Правила учета нефти на месторождениях «Роснефти», были серьезно изменены в ноябре 2016 года. До этого момента действовало Постановление Правительства РФ от 16.05.2014 № 451, в соответствии с п.10 которых учёт нефти в целях налогообложения должен производиться по каждой скважине. В этом случае учет потерь фиксировался бы по каждой скважине и можно было бы легко найти несанкционирвоанную «утечку» нефти. Норматив и был введен специально с целью минимизировать неучтённые потери нефти при добыче и подготовке к сдаче для транспортировки. Эта норма ужесточала требование к работе добывающих компаний в части сокращения технологических потерь и прямых хищений. Однако «Роснефть» с этим не согласилась.
Через рабочую группу Минэнерго «Роснефть» пролоббировала изменение этой нормы таким образом, что в результате недропользователь может считать добытую нефть по п.10 Правил не по отдельной скважине, а в целом по всем объектам месторождения. Изменения зафиксированы в совместном письме Минэнерго и Минфина РФ, а также в редакции Постановления Правительства РФ от 30.11.2016 № 1271.
Таким образом «Роснефть» добилась для себя важных преференций — данная схема учета позволяла не включать потери (и хищение) нефти от устья скважины до места установки общего счетчика, между которыми могут находиться несколько километров труб, десятки фланцев и емкостей.
А в начале 2017 года Минэнерго утвердило нормативы технологических потерь для «Транснефти» и «Роснефти», предложенные совместным письмом министру Новаку от руководителей госкомпаний Токарева и Сечина от 16.02.2017.
По этому определению «Транснефть» ко второму кварталу 2018 года должна снизить технологические потери при транспортировке до 0,11%, к четвертому кварталу 2020 года — до 0,09%. Для предприятий «Роснефти» (рассчитанных на основании документально подтвержденных грузопотоков 2016 года) постановление определяло потери: к третьему кварталу 2017 г. — до 0,14%, ко второму кварталу 2018 г. – до 0,12%.
Собственно, после этого реальные технологические потери «Роснефти» выросли в разы.
3 млн тонн добытой нефти не донесли до трубы
Как считали потери. Взяв за основу нормативные данные Минэнерго по допустимым потерям на месторождениях «Роснефти», эксперты сравнили их с реальными потерями сырья. Хотя компания данные нигде не приводит, их удалось легко посчитать, используя открытую информацию. Оказалось, что сверхнормативные потери нефти на предприятиях «Роснефти» составляют отнюдь не 0,12 -0,14%, как определено Минэнерго.
Из таблицы 1 ниже видно, что цифра суммарной добычи холдинга «Роснефть» расходится с цифрой реальной транспортировки жидких углеводородов, добытых компаниями холдинга, на 3 млн т. Эту нефть — 1,3% от всего объема добытой предприятиями компании — приходится отнести к потерям и прямым хищениям, 3 млн тонн нефти, которые «не донесли» до магистральной трубы (!). Это в 3 раза больше, чем средние технологические потери по месторождениям Западной Сибири и Казахстана и в 10 (!) раз больше, чем нормативы Минэнерго.
В 2017 году согласно официально отчету «Роснефть» добыла 225,5 млн т жидких углеводородов (ЖУВ). В таблице 1 приведено сравнение общей добычи ЖУВ «Роснефтью» и реальной сдачи ЖУВ в трубопроводную систему «Транснефти» и для перевозки в РЖД по компаниям, входящим в структуру «Роснефти» (данные взяты с сайтов «Роснефти», отчетов РЖД и «Транснефти»).
Каков реальный объем нефти, не учтенной в налогооблагаемой базе «Роснефти», оценить невозможно, потому что «Роснефть» правдами и неправдами добилась для себя изменения правил учета добытого сырья. Равно как и указанные 3 млн тонн технологических потерь можно и дальше смело удваивать, а то и утраивать, так как измененная схема учета это легко позволяет. Именно для этого и выбивались целевые преференции по правилам учета, позволяющие скрыть царящую в «Роснефти» бесхозяйственность и хищения.
Потери бюджета от недосдачи «Роснефти» — 37 миллиардов
Потери консолидированного бюджета от такого «недоноса» эксперты оценивают в 37 млрд рублей. В Таблице 2 приведена оценка потерь бюджета от увода из-под налогообложения 3 млн т нефти в системе «Роснефти.
Доступных данных недостаточно, чтобы оценить, какая часть потерь нефти относится к естественным технологическим потерям, а какая к «неестественным». Сюда, например, можно отнести значительные потери при разливах, периодически происходящие на месторождениях «Роснефти». При этом речь не о криминале, когда вина полностью лежит на жуликах, решивших поживиться халявной нефтью или керосином. Проблемы исключительно в некачественно произведенных строительно-монтажных работах или плохом содержании трубопроводов. На одном только Ванкорском месторождении ежегодно проливаются сотни тонн, нанося колоссальный ущерб экологии и российскому бюджету. И это еще не считая ущерба окружающей среде от 100-процентного сжигания сопутствующего газа… Последние крупные аварии – март 2016 года, июнь 2017 года (см.фото).
Однако не всё течет в почву и портит воздух. Значительную часть «неестественных» потерь можно отнести к целенаправленному уводу от налогообложения для дальнейшей переработки на мини-НПЗ. Но! В Сибири действует несколько десятков таких предприятий, которые, как показано в работе «Мини НПЗ», могут быть рентабельными только при наличии «левого» сырья и «левой» же системы сбыта.
В этой связи представляет интерес список лиц, принимающих ключевые решения в «Роснефти» по вопросам учета добытой нефти и контроля за ее поставками:
Эрик Морис Лирон, первый вице-президент, куратор блока «Добыча» (гражданство Франции);
Зелько Рунье — вице-президент по шельфовым проектам ПАО «НК «Роснефть» (гражданство Хорватии);
Эмерсон Джозеф Миленски, директор Департамента нефтегазохимии в ранге вице-президента (гражданство США);
Йорг Тумат, директор Департамента трейдинга газа и продуктов переработки газа (гражданство Германии);
Дидье Касимиро,вице-президент по переработке, нефтехимии, коммерции и логистике (гражданство Бельгии);
Аврил Конрой, вице-президент по развитию розничного бизнеса и внутреннего рынка (гражданство Ирландии).
Ни один из этих людей не имеет гражданства России. В свете последних санкционных событий это накладывает дополнительный отпечаток на взаимоотношения как внутри компании, так и на все вопросы, связанные с экономической безопасностью страны.
В материале использованы материалы агентств ИнфоТЭК-аналитик, Интерфакс–АНИ, Аргус, Платтс, Нефтекомпас, данных годовых отчетов НК «Роснефть», НК «Башнефть» и др.
Таблица 2. Индикативная оценка негативного бюджетного эффекта от потерь нефти ПАО «НК «Роснефть»
Итого общий негативный бюджетный эффект
млн. руб./год | 37 329 | ||
в т.ч. от потерь поставок нефти на экспорт | млн. руб./год | 17 563 | |
в т.ч. от потерь поставок нефти на НПЗ РФ | млн. руб./ год | 19 766 | |
Исходные данные | |||
Сверхнормативные потери нефти «Роснефть» | млн. т./ год | 3,001 | |
Доля нефти на экспорт | % | 49% | |
Средняя цена Urals за 2017 г. | $/баррель | 53,1 | Презентация результатов ПАО «НК «Роснефть» по МСФО за 2017 г. |
Средний курс RUR/USD за 2017 г. | x | 58,35 | Презентация результатов ПАО «НК «Роснефть» по МСФО за 2017 г. |
Баррелей в тонне | х | 7,3 | http://sk.ru/news/b/press/archive/2017/01/12/srednyaya-glubina-pererabotki-nefti-v-rossii-dostigla-79_2500_.aspx |
Средняя глубина переработки нефти | % | 79% | https://cashbuzz.ru/temy-dnya/1301-skolko-benzina-poluchaetsya-iz-1-barrelya-rossiyskoy-nefti.html |
Выход бензина (Аи-95) | л./баррель | 102 | https://cashbuzz.ru/temy-dnya/1301-skolko-benzina-poluchaetsya-iz-1-barrelya-rossiyskoy-nefti.html |
Выход дизельного топлива | л./баррель | 30 | https://cashbuzz.ru/temy-dnya/1301-skolko-benzina-poluchaetsya-iz-1-barrelya-rossiyskoy-nefti.html |
Выход авиационного керосина | л./баррель | 25 | https://cashbuzz.ru/temy-dnya/1301-skolko-benzina-poluchaetsya-iz-1-barrelya-rossiyskoy-nefti.html |
Выход мазута | л./баррель | 7 | https://cashbuzz.ru/temy-dnya/1301-skolko-benzina-poluchaetsya-iz-1-barrelya-rossiyskoy-nefti.html |
Выход моторного масла | л./баррель | 1 | https://cashbuzz.ru/temy-dnya/1301-skolko-benzina-poluchaetsya-iz-1-barrelya-rossiyskoy-nefti.html |
Цена бензина (Аи-95) | руб./л. | 40,82 | стр. 82 ИнфоТЭК 1-2018, средние розничные цены на янв 2018 |
Цена дизельного топлива | руб./л. | 41,75 | стр. 82 ИнфоТЭК 1-2018, средние розничные цены на янв 2018 |
Цена авиационного керосина | руб./т | 46 500 | стр. 82 ИнфоТЭК 1-2018, средние отпускные цены НПЗ янв 2018 |
Цена мазута | руб./т | 15 705 | стр. 82 ИнфоТЭК 1-2018, средние отпускные цены НПЗ янв 2018 |
Цена моторного масла | руб./л. | 118,1 | Прайс-лист «Роснефть» от 02.04.2018, http://maslenka.ru |
Ставка акциза на бензин (Евро-5) | руб./т | 10 130 | https://buhguru.com/spravka-info/stavki-akcizov-2017.html |
Ставка акциза на дизельное топливо | руб./т | 6 800 | https://buhguru.com/spravka-info/stavki-akcizov-2017.html |
Ставка акциза на авиационный керосин | руб./т | 2 800 | https://buhguru.com/spravka-info/stavki-akcizov-2017.html |
Ставка акциза на моторное масло | руб./т | 5 400 | https://buhguru.com/spravka-info/stavki-akcizov-2017.html |
Плотность бензина | кг/л | 0,735 |
Средние значения плотности (1 г/см3 = 1 кг/л)
http://www.petrolmarket.ru/1.html |
Плотность дизельного топлива | кг/л | 0,825 |
Средние значения плотности (1 г/см3 = 1 кг/л)
http://www.petrolmarket.ru/1.html |
Плотность авиационного керосина | кг/л | 0,74 |
Средние значения плотности (1 г/см3 = 1 кг/л)
http://www.petrolmarket.ru/1.html |
Плотность мазута | кг/л | 0,955 |
Средние значения плотности (1 г/см3 = 1 кг/л)
http://www.petrolmarket.ru/1.html |
Плотность моторного масла | кг/л | 0,91 |
Средние значения плотности (1 г/см3 = 1 кг/л)
http://www.petrolmarket.ru/1.html |
Рентабельность прибыли до налога «Роснефть» | % | 6,60% | ОПиУ МСФО 2017, = прибыль до налога/выручка |
Коэффициент выплаты дивидендов «Роснефть» | % | 50% | Целевой уровень дивидендных выплат в % от консолидированной чистой прибыли по МСФО |
Ставка налога на прибыль | % | 20% | Налоговый кодекс РФ |
Коэффициент К (для расчета вывозной таможенной пошлины) | % | 30% | Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2016 г. стр. 16 |
Базовая ставка НДПИ | руб./т. | 919,0 | Подпункт 9 п.2 ст. 342 НК РФ, показатель на 2017 г. |
Кндпи | х | 559,0 | П. 1 статьи 342.5 НК РФ, показатель на 2017 г. |
Кв | х | 0,3-1,0 | П.2 статьи 342.5 НК РФ |
Кз | х | 0,375-1,0 | П.3 статьи 342.5 НК РФ |
Кд | х | 0,2/0,4/0,8/1,0 | П.1 статьи 342.2 НК РФ |
Кдв | х | 0,3-1,0 | П.3 статьи 342.2 НК РФ |
Ккан | х | 0 или 1 | П.4 статьи 342.5 Налогового Кодекса РФ |
Произведение коэффициентов для расчета НДПИ | х | 0,5 |
‘=п.36.*п.37.*п.38.*п.39.*п.40. =Кв*Кз*Кд*Кдв*Ккан |
Кк | х | 306,0 | П. 1 статьи 342.5 НК о РФ, показатель на 2017 г. |
Расчет | |||
Доля нефти на НПЗ | % | 51% | |
Объем нефти на экспорт | млн. т./ год | 1,470 | |
Объем нефти на НПЗ | млн. т./ год | 1,531 | |
Чистый объем перерабатываемой нефти | млн. баррелей/ год | 8,83 | |
Объем продаж бензина (АИ-95) | млн. л./год | 900 | |
Объем продаж дизельного топлива | млн. л./год | 265 | |
Объем продаж авиационного керосина | млн. л./год | 221 | |
Объем продаж мазута | млн. л./год | 62 | |
Объем продаж моторного масла | млн. л./год | 9 | |
Масса бензина (АИ-95) | млн. т./ год | 0,66 | |
Масса дизельного топлива | млн. т./ год | 0,22 | |
Масса авиационного керосина | млн. т./ год | 0,16 | |
Масса мазута | млн. т./ год | 0,06 | |
Масса моторного масла | млн. т./ год | 0,01 | |
Выручка от продаж бензина (АИ-95) | млн. руб./ год | 36 750 | |
Выручка от продаж дизельного топлива | млн. руб./ год | 11 055 | |
Выручка от продаж авиационного керосина | млн. руб./ год | 7 593 | |
Выручка от продаж мазута | млн. руб./ год | 927 | |
Выручка от продаж моторного масла | млн. руб./ год | 1 042 | |
Акциз на бензин | млн. руб./ год | 6 703 | |
Акциз на дизельное топливо | млн. руб./ год | 1 485 | |
Акциз на авиационный керосин | млн. руб./ год | 457 | |
Акциз на моторное масло | млн. руб./ год | 43 | |
Средняя цена Urals за 2017 г. | $/т. | 387,6 | |
Кц | х | 8,5 | |
Ставка вывозной таможенной пошлины | $/т. | 90,7 | |
Дм | х | 2074,7 | |
Выручка «Роснефть» от экспорта нефти | млн. руб./ год | 33 260 | |
Прибыль до налогов «Роснефть» от продажи нефти | млн. руб./ год | 2 195 | |
Налог на прибыль «Роснефть» (экспорт) | млн. руб./ год | 439 | |
НДПИ «Роснефть» (экспорт) | млн. руб./ год | 8 460 | |
Вывозная таможенная пошлина «Роснефть» | млн. руб./ год | 7 786 | |
Дивиденды «Роснефть» (экспорт) | млн. руб./ год | 878 | |
Итого негативный бюджетный эффект (экспорт) | млн. руб./ год | 17 563 | |
Выручка «Роснефть» от переработки нефти | млн. руб./ год | 57 367 | |
Прибыль до налогов «Роснефть» от продажи нефтепродуктов | млн. руб./ год | 3 786 | |
Налог на прибыль «Роснефть» (НПЗ) | млн. руб./ год | 757 | |
НДПИ «Роснефть» (НПЗ) | млн. руб./ год | 8 805 | |
Акцизы на нефтепродукты «Роснефть» (НПЗ) | млн. руб./ год | 8 689 | |
Дивиденды «Роснефть» (НПЗ) | млн. руб./ год | 1 514 | |
Итого негативный бюджетный эффект (НПЗ) | млн. руб./ год | 19 766 | |
Итого общий негативный бюджетный эффект | млн. руб./ год | 37 329 |
Конечно, в этих расчетах учтено далеко не все. Например, нет бюджетных платежей РЖД и Транснефти за перевозку, нет налогов на зарплаты и многого другого. Но цифра и без любимого в Роснефти «синергетического эффекта» впечатляет.
Основные выводы исследования
В системе НК «Роснефть» «исчезло» более 3 млн т нефти еще до попадания в магистральную трубу;
Потери в компании составили 1,3% общей нефтедобычи, что в 3 раза больше показателя среднего по отрасли, в 10 раз больше норматива Минэнерго;
Общий эффект потерь «Роснефти» для бюджета составил 37 млрд рублей;
Пролоббированная «Роснефтью» схема учета позволяет не включать потери и хищение добытой нефти от устья скважины до счетчика, между которыми могут находиться несколько километров труб и десятки «левых» мини-НПЗ.