Как-то не складывается российский «поворот на Восток». С обнаглевшим Западом поссориться удалось, а вот наладить мир-дружбу с восточными соседями пока не очень получается. И пока тут вставлено из чистой вежливости.
Хорошую иллюстрацию этого тезиса эксперты Сбербанка России нашли на Восточном экономическом форуме.
Том самом, где Владимир Путин пообещал увольнять министров за невнимание к дальневосточным проблемам, а китайский бизнесмен предложил переименовать Дальний Восток, чтобы хоть как-то оживить инвестиционный процесс там.
Восточный экономический форум во Владивостоке был практически проигнорирован первыми лицами КНР, отметили в Сбербанке. Если Японию и Корею на нём представляли премьер Синдзо Абэ и президент Мун Чжэ Ин, то китайскую делегацию возглавлял вице-премьер Ван Ян. И такое не в первый раз, надо заметить.
Впрочем, независимо от статуса иностранных гостей каждый из них решал на форуме проблемы, далёкие от экономики. Синдзо Абэ снова пытался уговорить российского визави подвинуться в подходе к северным территориям (так в Японии называют несколько российских островов Курильской гряды), а его южнокорейский коллега прощупывал почву для усиления давления на КНДР.
И хотя по итогам ВЭФа прозвучали заявления о контрактах на триллионы рублей, а также об инвестициях Китая в Дальний Восток, это всё по большей части обычный блеф.
Скажем, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил о 217 соглашениях на сумму порядка 2,5 трлнруб. Но по данным помощника президента по экономике Андрея Белоусова, суммарная стоимость проектов, которые будут реализовываться на Дальнем Востоке, составляет по 80 млрд руб. в ближайшие три года.
Причём это предварительная оценка, которая, скорее всего, будет скорректирована в сторону понижения. А всё остальное – «меморандумы о взаимопонимании», необязательные к исполнению.
Единственной реальной крупной сделкой на полях ВЭФ стало соглашение о покупке 14,2% акций Роснефти китайской компанией CEFC за 9,1 млрд долл. (оценка Reuters). Ранее речь шла о продаже данного пакета арабским фондам, однако в итоге сделка была совершена с КНР.
При этом в другие сектора российской экономики хитрый Китай вкладываться не спешит. По данным Центробанка, на апрель 2017 года прямые инвестиции Поднебесной в экономику РФ составляли всего 2,9 млрд долл. (против 143 млрд долл. у Кипра). По сравнению 2014 годом их объём упал в 1,5 раза.
В сущности, на Дальнем Востоке китайцы преследуют собственные интересы и просто ждут, когда этот плод сам упадёт к ним в руки. Поэтому Россию они поддерживают ровно настолько, чтобы дать ей уверенность в создании проблем США и не дать упасть раньше времени. Разумеется, ни о каком антиамериканском альянсе речи нет.
Сколько-нибудь равное партнёрство с русскими тоже не интересует китайских товарищей – вовсе. Да и неравное, с правами старшего брата у Пекина, пожалуй, тоже не вызывает жгучей заинтересованности.
К чему спешить, когда всё, что нужно, и так будет принесено на блюдечке с голубой каёмочкой?
Но Россия-то зачем загнала себя в подобный тупик?
Источник: https://a-nalgin.livejournal.com/1415390.html