Применительно к Сибири, Дальнему Востоку, да и к другим регионам России, часто говорят об «освоении», о «необходимости освоения». Между тем «освоение» — освоению рознь. Заслуженный эколог России профессор Борис Владимирович Преображенский борется с проектами вредоносного и опустошительного «освоения» Приморского края, которые навязывают региону «Шариковы» местного и федерального разлива, и которые превращают его в придаток китайской, корейской и японской экономик.
Ниже – цитаты из его интервью изданию «ДВ-РОСС».
«Если взглянуть на «планов громадьё», нарисованное для Приморского края борзыми планировщиками, то становится просто страшно. Что же мы видим на картах? …Так, запланированное строительство атомной электростанции в Приморье, где сейсмическая активность в ряде геоблоков достигает 10 баллов, потребовалась атомному лобби, … несмотря на то, что дефицита электроэнергии в Приморье как не было, так и до сих пор не достигнуто. Привычный стереотип мысли ведёт нас к подозрению, что включение АЭС в план развития Приморья вызвано не в малой степени хотя бы тем, что от дорогого проекта можно будет украсть привычные 50%. Зачем, спрашивается, губить тайгу, ставить под угрозу тысячи жизней ни в чем не повинных людей? Просто ради чьей-то прибыли сегодня, сейчас. …Куда девать выработанную АЭС электроэнергию? В Китае купят её излишки по привычной бросовой цене, как это делается сегодня. В то время как мы платим за неё вдвое больше, чем любимые китайцы.
Чтобы оправдать избытки электроэнергии, надо построить огромного энергопотребителя в виде алюминиевого комбината. Зачем, спрашивается, нам алюминиевый комбинат? Да вовсе и не нам он нужен, а Дерипаске – получать сверхприбыли за счёт торговли алюминием в Корее, в Китае и в Японии. Нам-то этот алюминий в таких количествах вовсе не нужен. …Вот ещё только фтороза нам не хватает. Спросите, что за штука такая – фтороз? Это отравление организма человека фтором из-за неизбежного тотального загрязнения среды, возникающим при выплавке алюминия. Фтористоводородная, или плавиковая кислота растворяет даже стекло. Зона экологического бедствия уже образована вокруг КРАЗа – Красноярского алюминиевого завода, убивающего здоровье тысяч сибиряков. Вдобавок к уже известным в Приморье зонам экологического бедствия – в Спасском, Ханкайском, Дальнегорском районам, нам не хватает ещё парочки-троечки новых таких же, а то и похуже, зон?
…Китайцы поняли, что сегодня можно хорошо заработать на бедах Приморского края. И вот уже за их деньги ведётся разведка и создаётся проект возведения тепловой угольной электростанции в Уссурийске, не испытывающем нужды ни в тепле, ни в электричестве. Зато на территории Горно-Таёжной станции Академии наук в Глуховке есть месторождение бурого угля. На него положил глаз бывший начальник краевого углепрома некто Васянович. Приехали какие-то лица «узбекской национальности», вырубили краснокнижные деревья, пробурили скважины, невзирая на бурные протесты общественности. Теперь всё равно будут строить тепловую электростанцию на буром угле с высоким содержанием в золе бериллия, опаснейшего ядовитого элемента, который невозможно уловить фильтрами… Протесты жителей никому не интересны. Да вообще, при чём тут жители какой-то там Глуховки! То, что в Уссурийск тянут газовую трубу, не имеет значения. Даёшь угольную станцию! Потому что китайцы платят за эту электростанцию. Заказчик всегда прав.
…А вот ожидающие нас очередные новостройки. Газоконденсатный завод прямо против Владивостока, в бухте Перевозной (опять эта многострадальная Перевозная!), газохимический завод в Славянке, газопровод по всему Хасанскому району к границе с Кореей. Как будто Северная Корея – такой наш такой близкий друг и родственник, что ради него можно разорить самый благоприятный для туризма и рекреации Хасанский район. Ведь в крайнем случае, можно было бы протянуть эту вожделенную трубу до устья пограничной реки Туманган по дну моря. И обошлось бы и дешевле, и никаких экологических опасностей. Даже разрыв трубы на дне моря не столь опасен, как на суше. А снабжение населения газом и так происходит баллонами сжиженного газа, привозимыми из Уссурийска.
Население Приморья нисколько не выигрывает от всего этого громадья планов. Богатеют от всей этой деятельности только олигархи. Вполне понятно, почему люди стремительно покидают Дальний Восток. А тут ещё и землетрясения рядышком, в Японии! Задавленное непомерными ценами на всё, низкими зарплатами, крайне плохими условиями быта и неблагоприятными для проживания условиями окружающей среды, люди хотят хоть немного пожить по-человечески. А на Дальнем Востоке по-человечески в течение целого столетия так и не получается, да при современных социально-политических установках в стране и не получится».
В интернете можно найти и более развернутые статьи Преображенского по экологическим проблемам Приморского края.