Ракетный щит планеты

Россия может отразить удар из космоса, подобный тому, что нанес метеорит, упавший в Челябинской области. Правда, как заявил в эфире телепрограммы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» председатель президиума Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны Игорь Ашурбейли, для этого нашей стране необходимо сконцентрировать научные, военные и производственные ресурсы под эгидой новой интегрированной структуры — федерального центра воздушно-космической обороны.

Программа, один из сюжетов которой был посвящен недавнему падению метеорита в Челябинской области, собрала в студии телеканала «Россия 1» ведущих специалистов в области астрономии, прикладной физики и оборонной промышленности. Главной темой дискуссии стал вопрос безопасности нашей страны и всего человечества перед лицом космической угрозы. По данным ученых, в настоящее время на близких к Земле орбитах находится несколько сотен астероидов, каждый из которых может вызвать катастрофу планетарного масштаба. Тем не менее, как заявил Игорь Ашурбейли, возглавлявший в 2000—2011 годах военное НПО ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»», нашей стране вполне под силу создать надежную систему космической обороны.

Как заявил господин Ашурбейли, в последние дни можно услышать совершенно необоснованные нападки на Министерство обороны, оборонно-промышленный комплекс и систему ПВО — ПРО. Никто и никогда не ставил перед военными задачу обнаружения и, тем более, поражения космических тел, в частности, метеоритов. Российская система противоракетной обороны и система предупреждения ракетного нападения ориентирована не на космос, а на те регионы Земли, откуда по России может быть нанесен удар. Тем не менее, если бы в районе метеоритной атаки оказалась хотя бы система С-300, и было бы правильное и своевременное целеуказание, то на высоте 25 километров, где, как предполагается, произошел взрыв, космический объект мог быть уничтожен.

Эффективно противостоять угрозе из космоса, по мнению Игоря Ашурбейли, сегодня мешает разобщенность существующих средств. К примеру, как отметил эксперт, единая космическая система подведомственна Роскосмосу, а концерн ПВО «Алмаз –Антей» с системами ПВО — ПРО подчиняется Министерству обороны. В свою очередь, обсерватории курируются Академией наук и тем же Роскосмосом. Поэтому, как подчеркнул Игорь Ашурбейли, Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны добивается создания единого Федерального центра воздушно-космической обороны».

Правда, как отметил Игорь Ашурбейли, для решения задачи создания «орбитального щита» необходимо решить вопросы не только организационного характера. Серьезным препятствием для развертывания надежной системы защиты от угрозы из космоса стал международный договор от 1963 года. «Астрономы говорят, что «мы все видим, поэтому мы защищаем». Но информация сама по себе не защищает, защищают средства поражения. Поэтому, мы должны существующую систему контроля сориентировать также и в космос». Возникает дилемма: для того, чтобы защитить планету от метеоритных атак, придется нарушить договор. Поэтому, в документ надо вносить поправки, и выводить поражающее оружие на геостационерную космическую орбиту, — подчеркнул Игорь Ашурбейли.

Есть все основания полагать, что сегодня предложение представителей оборонной отрасли и ученых найдет понимание у политиков. «21 мая 2002 года перед первой встречей президента Владимира Путина с президентом Бушем мы давали предложение в повестку дня о создании совместной системы отражения воздушно-космического удара (СОВКУР), для обнаружения и поражения космических тел, угрожающих планете Земля, — отметил глава Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны. — Тогда это не нашло понимания. Сейчас, как говорится, гром грянул, и мы обсуждаем это совершенно серьезно».