Вы здесь

В Монино может обвалиться один из ангаров с уникальными экспонатами

Алена Моргуновская
Алена Моргуновская

В Центральном музее ВВС в подмосковном поселке Монино собрана крупнейшая коллекция летательных аппаратов в России. Площадка эта  знаменита и популярна как у любителей  авиации, так и тех, кто  хочет приобщить к авиационной истории своих детей.
Музей начал создаваться 28 ноября 1958 года на месте располагавшейся здесь ранее Монинской авиационной дивизии, аэродрома и ремонтных мастерских. Сам аэродром был создан в 1928 году для тяжелой бомбардировочной и транспортной авиации.
Первые посетители появились в музее в праздничный день 23 февраля 1960 года. Уникальная коллекция музея начала формироваться, в том числе, на основе техники, которая принадлежала дивизии или оставалась невостребованной после ремонтов. Пополнение шло постепенно, основная часть техники прибыла в музей своим ходом - до середины двухтысячных годов взлетно-посадочная полоса аэродрома Монино была пригодна для эксплуатации.

Еще раньше, чем появился музей, была здесь построена  военная часть и военный  аэродром, а также ангары, предназначенные как для  хранения авиатехники, так и для ее ремонта. Они создавались в конце двадцатых и в начале тридцатых годов. Часть этих ангаров используется и по сей день, став теперь фактически музейными хранилищами.

Сейчас попасть в музей не сложно, билет можно приобрести на входе, а провести здесь можно сколько угодно времени, тем более, что посмотреть действительно есть на что.

Но посетителям показывают не всё – между вертолётами гигантами Ми-10 и пожарным Ми-6, расположен ангар номер 7, построенный вместе со своими собратьями в 1932-1937 годах, за двадцать лет до создания самого музея. Эти ангары строились для стоянки и ремонта самолетов ТБ-3. После перевода дивизии из Монино два ангара были отданы самому музею, а остальные после ремонта использовались учебной базой Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, которая располагалась здесь до двухтысячных годов. В ремонтно-складском ангаре под номером 7 находятся уникальные летательные аппараты, не вошедшие в открытую экспозицию. Там есть настоящая реликвия – оригинальный самолет 40х годов - По-2, вертолеты Ми-1, Ка-18, V-44 "Вертол", Ка-26, а так же Моррава Л-200, Як-18А, Як-18, Як-18Т, Як-52Б, Су-26, Як-50, Ан-2. Хранится там и коллекция из более чем 30 авиационных двигателей, некоторые уникальны и существуют в единственном экземпляре. Есть и несколько крылатых ракет. Также в ангаре размещены трапы и средства наземного обслуживания.

Но, помимо уникальной коллекции летательных аппаратов, у музея есть и проблемы. В частности, они касаются одного из ангаров на территории музея. Дело в том, что большинство музейных ангаров оборудованы специальными подпорками, которые  позволяют крышам держать вес снега. Но сделано это не везде.

Так, например, обстоит ситуация и в ангаре номер 7, о котором мы говорим.  Ныне это единственный из подобных оставшихся ангаров в Монино, не оборудованный дополнительными подпорками. Проблема в том, что без дополнительных опор этот почти столетний ангар не безопасен для уникальных летательных аппаратов и работников. Остальные подобные ангары академии Жуковского, стоявшие без подпорок, рухнули в разные годы под воздействием массы снега, похоронив под собой и ту технику, что размещалась в них. Фермы крыши в седьмом ангаре уже имеют явное искривление, кассеты ворот в зимний период почти не открываются из-за проседания кровли. Это говорит о том, что крыша может обвалиться под массой снега практически в любой момент.

Руководство музея опасность, нависшую над техникой и работающими в ангаре людьми, игнорирует, хотя задача не является сложной – достаточно установить 8 опор из стальной трубы, как это сделано во втором музейном ангаре, а так же своевременно сбрасывать с крыши снег.

Зиму 2020-2021 обещают особенно богатой на осадки, и уже было несколько сложных снежных дней. В любой из таких дней у седьмого ангара есть все шансы разрушиться и часть уникальной коллекции погибнет под обломками кровли из-за людской безответственности, подобно тому как это произошло с единственным летавшим «Бураном».

Для решения ситуации, казалось бы, нужно не так уж много - но задача эта не решена до сих пор.
Причем помимо риска потерять уникальную технику, несет эта ситуация в себе и еще одну опасность – в седьмом ангаре, как и в любом другом ангаре монинского музея, могут находиться люди и если обрушение крыши произойдет в этот момент, то они могут пострадать, или даже погибнуть.

Кто будет отвечать в этом случае? Скорее всего, администрация музея, так как при проведении разбирательства ситуация эта быстро всплывет. Однако на данный момент проблема продолжает оставаться не решенной. Остается надеяться, что решение ее все же будет найдено, а, точнее, воплощено в жизнь,  и угроза минует и людей, и сами  уникальные монинские  экспонаты.

Еще по теме:

Новая экспозиция в Музее техники

В Музее техники Вадима Задорожного открылась новая экспозиция, посвященная авиации. Ее экспонаты – это оригиналы уникальных бортов, каждый из которых имеет свою интересную историю.

Музей летающих ретросамолетов появится в России

Первый музей летающих ретросамолетов появится в России. Музей будет частным, но открытым для посещения всеми желающими, сообщили на пресс-конференции в российской Федерации любителей авиации.

В Музее Задорожного пройдет лекция по спортивным самолетам

В московском Музее техники Вадима Задорожного 8 февраля пройде лекция "Акробаты Неба", посвященная  спортивным самолетам, расскажет о которых лектор из ОКБ Сухого.

«Русские авиационные гонки» в Музее Задорожного

В Музее техники Вадима  Задорожного 21 марта пройдет встреча с летчиками «Русских авиационных гонок».

Летчики Русских Авиационных Гонок проведут пресс-конференцию

В лектории Музея  техники  Вадима  Задорожного  двадцать первого марта пройдет  пресс-конференция  и встреча с  летчиками Русских Авиационных Гонок.

Компьютер отвлек пилотов

Стали известны новые подробности происшествия с самолетом Northwest airlines A 320, который в прошлую среду "промахнулся" мимо аэропорта Миннеаполиса на 240 километров.