Мистификация, посыпанная пеплом

Истории авиации известно около трех десятков случаев попадания самолетов в столб плотного вулканического пепла. Опытным путем было установлено, что при этом выходят из строя двигатели и наносится серьезный ущерб кокпиту и корпусу самолета. Наиболее известны инциденты с самолетом Speedbird 9 британских авиалиний в июне 1982 и голландский рейсом KLM 867 в декабре 1989 года. Оба попали в облако сухого вулканического пепла, из-за которого произошла блокировка двигателей. И оба самолета смогли в итоге благополучно совершить посадку.

Однако сейчас, если верить европейским метеорологам, площадь распространения облака пепла от извержения вулкана Эйяфьятлайокудль уже составляет несколько миллионов квадратных километров, при этом частицы пепла распространились на высотах от 6 до 11 километров. Естественно, что в таких условиях ни о какой серьезной, представляющей опасность для гражданской авиации, концентрации пепла в атмосфере не может идти речи.

Реальное распространение облака горячего пепла от извержения вулкана в Исландии по данным спутника NASA. Фото: NASA

Самое загадочное заключается в том, что лишь 19 апреля, спустя пять дней после начала второго извержения Эйяфьятлайокудля германские ученые из центра воздушных и космических полетов (DLR) решились на исследовательский полет вблизи вулкана, чтобы собрать данные о его пепле. За пять дней этого сделать никто не удосужился.

Еще более интересным является тот факт, что косвенным инициатором запрета полетов самолетов в Европе стал центр исследования вулканов в Лондоне (Vulcanic Ash Advisory Centre). Его специалисты создали симулятор воздействия извержения исландского вулкана на атмосферу и выдали рекомендации надзорным органам стран Европы (сначала для Великобритании) запретить временно полеты самолетов гражданской авиации.

Между тем, еще 18 апреля ряд европейских авиакомпаний — Lufthansa, Air Berlin, AUA — совершили тестовые полеты своих самолетов на высотах от 6 до 11 километров. Полеты прошли успешно, никакой угрозы двигателям и корпусам машин зафиксировано не было. Тем не менее, запрет на полеты в большинстве европейских стран будет действовать до конца дня 19 апреля.

Это означает, что сотни тысяч людей вынуждены будут еще сидеть в аэропортах, а ответственность за рукотворный бардак и транспортный коллапс в конечном итоге никто на себя не возьмет. Чиновники будут кивать на ученых, а ученые будут оправдываться тем, что они давали лишь рекомендации.

История с выдуманными эпидемиями свиного гриппа и всеобщей истерией по поводу такого же выдуманного «глобального потепления» повторяется, только уже в другой области. Теперь пострадали сотни тысяч людей, а целой отрасли экономики нанесен крупный ущерб.