Мэрия попыталась вывести на улицу десятки тысяч людей, чтобы надавить на Кремль, продемонстрировав свое могущество и способность к дестабилизации политической обстановки в регионе. Массовое мероприятие решили замаскировать под «поддержку Путина», а уже в процессе планировалось подменить лозунги – начать требовать отмены реформы местного самоуправления, и отставку губернатора как локомотива реформы местного самоуправления в Свердловской области.
Лучший друг мэрии – Генконсульство США уже приготовилось освещать «массовые демонстрации против Путина в России», для чего привлекло журналистов ведущих американских СМИ.
Однако планы «организованной преступной мэрии» были сорваны. Вместо демонстрации могущества, мэрия Екатеринбурга привлекла внимание прессы и правоохранительных органов к собственной криминализованности.
В России началась реформа местного самоуправления, и в особенности ее ключевой части –жилищно-коммунального хозяйства. Ее суть заключается в декриминализации этой сферы и в четком намерении превратить многомиллиардные финансовые поступления от ЖКХ из источника обогащения местных властно-мафиозных кланов в средство реального улучшения жизни граждан.
Поскольку инициатива исходит с самого верха, от президента Путина, в большинстве регионов местные власти, хоть и не желающие терять столь лакомый кусок, похоже, смирились с неизбежным, либо, как прогнозируют некоторые аналитики, попытаются «тихой сапой» торпедировать реформу.
Везде – кроме Екатеринбурга. Здесь местная мэрия, формально возглавляемая мэром Евгением Ройзманом и сити-менеджером Александром Якобом, а реально – «серым кардиналом» вице-мэром Владимиром Тунгусовым, решилась на проведение масштабного мероприятия – митинга численностью 20 тысяч человек, который запланировали на 6 июня.
Впрочем, более чем вероятно, что истинные идеологи этой акции сидят не в мэрии столицы Урала, а в Генконсульстве США в Екатеринбурге. Последние месяцы контакты мэрии с диппредставительством США стали настолько частыми, а участие городского руководства в политических антироссийских мероприятиях столь регулярными, что это заметила пресса, и разразился ряд скандалов. Дошло даже до того, что мэра Евгения Ройзмана заподозрили, и не без основания, в попытке «продаться американцам». В эти скандалы оказались вовлечены как рядовые сотрудники консульства США в Екатеринбурге, так и лично генеральный консул Отто Ханс Ван Маерссен.
Целый ряд местных аналитиков справедливо указал, что попытка собрать столь большое количество людей по такому больному вопросу, как ЖКХ, способна спровоцировать дестабилизацию ситуации в регионе и привести к возникновению этакого «местного майданчика», причем не где-то, а в одном из ключевых российских городов.
Как показывает практика, без участия американских дипломатов такое не обходится.
Вместе с тем, на открытое противостояние с Кремлем екатеринбургские городские власти, конечно, не решились. Они поступили значительно хитрее – объявили, что митинг приурочен к Дню России (конечно, наблюдатели сразу задали вопрос – а почему на неделю раньше праздника?) и своей целью имеет поддержку Путина. Ну а затем, уже на самом митинге, планировали выразить недоверие губернатору Евгению Куйвашеву и тем самым дать почувствовать Кремлю, что истинными хозяевами в городе являются именно они. Владимир Тунгусов хорошо известен как мастер подобных манипуляций.
Однако собрать 20 тысяч человек (а по некоторым данным, устроители планировали привести даже 45 тысяч) на митинг в спокойном стабильном городе – дело не такое простое. И мэрия, ничтоже сумняшесь, решила задействовать пресловутый и «административный ресурс» — в принудительном порядке согнать на него муниципальных служащих.
Понятно, большинству из бюджетников это не понравилось, об этом пошло много разговоров, информация попала и в социальные сети, об этом написали местные СМИ. Некоторые граждане обратились в этой связи в прокуратуру.
Это не могло пройти мимо внимания заместителя Генерального прокурора по УрФО Юрия Пономарева, и он жестко предупредил руководство мэрии о персональной ответственности за подобные противоправные действия. Он также обратился к начальникам ГУ МВД России и УФСБ России по Свердловской области с предложением организовать комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий, недопущение конфликтных ситуаций и обострения социальной напряженности.
И в мэрии запаниковали. Видя, что их истинные цели раскрыты, и более того – к делу подключились правоохранительные органы, руководители мэрии провели закрытое совещание на тему – что же им делать в сложившейся ситуации. Но поскольку даже в самой мэрии далеко не все разделяют чаяния ее руководства, содержание совещания быстро стало достоянием СМИ.
На совещании прозвучало мнение о полной отмене акции, но оно не было поддержано, так как она изначально позиционировалась «в поддержку Путина», и в случае отмены мэрия совсем уж плохо выглядела бы в глазах Кремля.
Поэтому было решено, что она будет проведена «в минимальном формате» — не усердствовать с принудительным сгоном людей на мероприятие, но административные ресурс все же задействовать – «а то никто не придет».
Исключить из требований отставку Куйвашева, и ограничиться лозунгами поддержки сити-менеджера Александра Якоба.
Ответственным за мероприятие оставить мэра Евгений Ройзмана, он и будет выступать на митинге, а больше никому из руководства мэрии и не появляться. Избегать жестких формулировок и заявлений. Обязательно пригласить бывшего мэра (до сих пор пользующегося большой популярностью в городе) Аркадия Чернецкого. По сути, все это – попытка «сохранить лицо» мэрии в ситуации, когда она оказалась загнанной в угол.
Мероприятие 6 июня, таким образом, все же состоялось. Однако оно прошло таким образом, что его можно квалифицировать как «фиаско мэрии». В колонны согнали около 10 тысяч человек, однако до места митинга дошло около 7 тысяч, остальные «рассосались» по ходу движения. Да и многие из тех, кто дошел до места проведения митинга, ретировались сразу после того, как «отметились».
На мероприятие пришли – ожидаемо – только бюджетники и пенсионеры. Лозунги «За Путина» смотрелись весьма комично в соседстве с лозунгами «За Якоба» — ведь кто такой Путин и кто такой Якоб, сами демонстранты немало шутили на этот счет.
На митинге выступил Ройзман – примечательно, что ему не было задано ни одного вопроса, хотя он обожает хвастаться, что, якобы, нет отбоя от желающих попасть к нему на примем.
Зато участники с удовольствием фотографировались с Ройзманом – по меткому замечанию одного из журналистов, освещавших мероприятие, это весьма напоминало сценку где-нибудь на юге России, где приезжие фотографируются с обезьянкой фотографа – «забавно сфоткаться, но о чем говорить с обезьянкой?».
Чернецкий не появился, зато выступил другой бывший мэр Евгений Порунов, никогда не имевший большой популярности и, по сути, не оставивший какого-либо следа в истории города – его всегда называли «ширмой Тунгусова».
Ректора Уральского горного университета Николая Косарева слушали разве что присутствовавшие журналисты, которым надо было хоть как-то «отписаться» о мероприятии – писать-то в сущности было не о чем. Было откровенно скучно.
В конце была зачитана резолюция в поддержку защиты действующей модели городского самоуправления, то есть, по сути, против реформы ЖКХ. Как положено, ведущий объявил о том, что она единодушно поддержана. На этом мероприятие завершилось, и участники (которые дотерпели до его конца) с облегчением разошлись – было жарко, а ни о каких прохладительных напитках организаторы не позаботились.
Из курьезных моментов – на доме за сценой, где проходил митинг «в поддержку Якоба», под хохот собравшихся появился огромный плакат «Якоб, уходи!». Впрочем, провисел он недолго – дежурившие полицейские быстро поднялись на крышу и сняли его.
Таким образом, изначальные планы и мэрии Екатеринбурга, и генконсульства США оказались сорванными. Репетиции «майданчика» не получилось.
Конечно, главная заслуга в этом принадлежит самим горожанам, приветствующим декриминализацию муниципалитетов и ЖКХ, и отнюдь не намеренным идти на поводу у тех, кто намерен ее сорвать майданными методами. Однако хотелось бы отметить два важных момента. Прежде всего, это позиция местных СМИ, неподконтрольных городской администрации и сделавших достоянием гласности истинные цели организаторов акции.
И второе – активная позиция заместителя Генпрокурора Юрия Пономарева, раскрывшего истинного цели и планы «организованной преступной мэрии Екатеринбурга», ставшего координационным центром для всех силовых структур, и прямо указавшего руководству мэрии на недопустимость применения незаконных методов при организации массовых мероприятий.
В итоге митинг прокатился почти по инерции, как обычно и бывает, когда инициаторы митинга утратили к нему интерес, совсем отменить его уже не могут.
Впрочем, по тому, как все было организовано – административный ресурс, пусть и не в полном объеме, мэрией Екатеринбурга был задействован. Вероятно, без него даже скомканный митинг не мог состояться.
Основные заинтересованные лица – как американские, так и местные, екатеринбургские, наверняка будут снова пытаться раскачивать лодку политической стабильности в регионе, с прицелом на раздувание экстремизма во всей России.
Так что, правомерно ожидать дальнейших шагов прокуратуры в этом направлении.