«Путин выиграет третий президентский срок, но ему еще никогда не было так трудно удержать власть. Из-за этого весь мир станет более опасным» – эта и другие фразы в статье московского корреспондента журнала TimeСаймонаШустера привели к тому, что Песков назвал Шустера русофобом и путинофобом и намекнул на то, что может прекратить с ним сотрудничать.
Спустя полгода тот же автор публикует интервью на сайте всемирно известного ресурса The Huffington Post председателя совета директоров компании «Тольяттиазот» Сергея Махлая, который объясняет, почему его рабочие вышли на демонстрацию против PussyRiot, хотя сам предприниматель далеко не во всем согласен с Владимиром Путиным.
– Сотрудники «Тольяттиазота» провели демонстрацию против участниц группы PussyRiot и приняли резолюцию, которая показалась мне дикой и в которой они выражали готовность принять «хулиганок» на предприятие для перевоспитания. Мне показалось интересным выслушать мнение председателя совета директоров компании, который не вписывается в образ типичного представителя противников PussyRiot, – вспоминает автор интервью Саймон Шустер.
– Люди, которые за время правления Путина, наконец, некоторую уверенность в завтрашнем дне, очень подозрительно относятся к призывам «Богородица, Путина прогони» – так объяснил совладелец «Тольяттиазота» выступление рабочих.
Он также коснулся особенностей ведения бизнеса в современной России и делового климата. В частности, Махлай говорит о том, что «строить бизнес всегда и везде было непросто», для благоприятного делового климата важна не только сама политическая стабильность, но и настроения людей. В потере человеческого контакта он видит причину снижающейся популярности Владимира Путина.
– «Тольяттиазот» многократно сталкивался с бюрократией и давлением со стороны правоохранительных органов, когда совершались попытки усложнить нам жизнь и даже захватить предприятие. Как показывает наш опыт, российским чиновникам чуждо ощущение правоты, с пронизавшей их коррупцией невозможно бороться или победить, — уверен Махлай.
Не обошел вниманием в своих вопросах СаймонШустер и нетипичную для противника PussyRiot часть портрета Сергея Махлая. Он получил степень MBA в Университете Северной Каролины, живет в США, никогда не входил и не входит в круг бизнесменов-друзей Путина и, в отличие от большинства представителей российского бизнеса, не избегает общения с опальными олигархами.
– Сегодня любой крупный бизнес имеет глобальный характер. Я верю, что Москва может быть мировым финансовым центром, но штаб-квартиры институтов, работающих с крупными деньгами сейчас в Лондоне и Швейцарии. И то, что многие высокопрофессиональные люди, такие как Борис Березовский, вынуждены были покинуть Россию по политическим причинам, не означает, что с ними нельзя продолжать общаться и строить взаимовыгодные партнерские отношения. В США, в других развитых странах интересы бизнеса выше политики, – говорит Махлай.
Часть беседы осталась за кадром, однако неприятные слова совладельца «Тольяттиазота» о самом Путине Саймон Шустер вырезать не стал.
– Это лидер, который задает тон. И уже 12 лет он пользуется поддержкой большинства населения. Это невозможно не признать. Но за это время проблемы, которые ему бросают вызов, не только не решены, но стали еще более беспрецедентны, что в сфере экономики, что в сфере социального развития нашей огромной страны, в условиях необходимости сохранять межнациональный мир и определять новую роль страны на международной арене. И очень многие решения, особенно сейчас, выглядят хаотично, непродуманно. Решение проблемы коррупции, за которую взялся Владимир Путин лишь во время своего третьего президентского срока, выглядит показной. Особенно на фоне сделанных мировым сообществом шагов для помощи расследования дела Магнитского. Решение принять в отношении российских сирот так называемый «антимагнитский» закон Димы Яковлева и вовсе не христианское, у меня оно вызывает внутреннее отторжение. Я много лет живу в США и знаю об искренности помощи, которая предлагалась детям со стороны американцев. У меня много друзей и деловых партнеров по всему миру, все они разделяют мою позицию, что «закон Димы Яковлева» – античеловеческий и антинародный по своей сути. Я могу лишь повторить, что мне стыдно за российскую власть. Не так давно мой старый друг и партнер по бизнесу из Швейцарии, Андреас Циви, сказал мне, что принятием этого закона Россия окончательно откатилась на 70 лет назад: в стране и так созданы почти невыносимые условия для бизнеса, на который постоянно оказывают давление коррумпированные следственные органы и суды, так теперь еще и придумали закон, который запрещает заботиться о детях. Он назвал это «настоящим варварством».
Журналист говорит, что хотел показать точку зрения Сергея Махлая, так как мнение предпринимателя показалось ему интересным.
– Я стараюсь общаться с людьми, которые придерживаются самых разных взглядов, — заявил журналист, которого пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал русофобом и путинофобом.
– Меня довольно часто критиковали за русофобство, но это не значит, что мне неинтересны мнения других людей, — отмечает журналист. Как лояльных к нынешнему режиму, так и нет.
Портал The Huffington Post был основан в 2005 году и изначально являлся политическим блогом, на который работали три человека. Проект предлагал тексты блогеров, агрегированные новости, ТВ-сюжеты телеканалов. Колонки для издания писали знаменитости, политики. Портал стал широко известен во время первой предвыборной кампании кандидата в президенты США Барака Обамы. В 2011 году The Huffington Post был продан американской медиакомпании AOL за $315 млн. В 2012 году получил Пулитцеровскую премию в одной из категорий.Несмотря на то что основательница ресурса Арианна Хаффингтон подчеркивала политическую неангажированность The Huffington Post, представители Республиканской партии США считают его лояльным к противникам-демократам.