Ученые степени чрезвычайно популярны среди чиновников, желающих продвинуться по должностной лестнице, бизнесменов, стремящихся повысить свой социальный статус и, разумеется, политиков, чтобы производить должное впечатление на избирателей. А учитывая, что Интернет сегодня буквально переполнен огромным количеством сайтов и адресов фирм, предлагающих купить диссертацию на любой вкус, обзавестись престижными «корочками» не составляет особого труда. Было бы желание и деньги.
В этой связи творческий коллектив «Агентства Политических новостей» решил разобраться, как же так выходит, что в нашей стране поставлено на поток производство уважаемых «профессоров», которые при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе даже не учёными, а обыкновенными мошенниками, прикупившими себе научное звание. Для всестороннего изучения проблемы журналисты взяли довольно скандальную историю получения научной степени самарского бизнесмена, единоросса Алексея Веймана.
И надо признать, в «АПН» подошли к делу очень основательно. Один из участников этого расследования отправился в Самару, затем в редакции научных журналов, где публиковался Вейман, и в Сочи, где тот, по его собственной версии, писал и защищал диссертацию. Второй засел за каталоги РНБ, пытаясь там отыскать следы его публикаций, и даже вышел на связь с сотрудниками ВАК, «дабы проанализировать историю с получением Вейманом высшего образования».
Результаты расследования, которыми, наверняка, теперь заинтересуется Минобрнауки, оказались на редкость любопытными. Впрочем, все по порядку. Достаточно начать с того, что Вейман категорически отказался встречаться с журналистами, чтобы пролить свет на некоторые, мягко говоря, загадочные моменты своей научной биографии.
А зря. Ведь защитив в марте 2012 года в Сочи диссертацию по социологии, Алексей Вейман создал для самарской интеллигенции загадку, которая, как отмечает издание, при наличии маломальской недоброжелательности к Алексею Владимировичу разгадывается в очень неприятном для него смысле. Дело в том, что Самарский государственный университет — обладатель уникальной социологической школы. Однако Вейман написал диссертацию без всякого соприкосновения с самарской школой. Профессора про него ничего не слышали, научных публикаций в Самаре нет.
Впрочем, в Самарском филиале Современной гуманитарной академии после некоторого тайм-аута сообщили, что А.В.Вейман действительно у них учился и успешно завершил образование в указанный год. Однако в интернетовских публикациях был указан другой филиал. Причем, руководство самарского филиала СГА в лице замдиректора Натальи Воловой отказалась показать документ, подтверждающий факт обучения.
И вот ведь незадача: все преподаватели, которые учили Алексея Владимировича и могли бы его помнить – куда-то поувольнялись и найти их оказалось нереально. Не удалось журналистам пообщаться с такими же преподавателями в стенах Самарского экономического университета (бывшего Планового института), где Вейманом совсем недавно было получено второе высшее юридическое образование.
Недоразумение ждало журналистов и в Сочи, где молодой ученый с блеском защитил диссертацию в марте 2012 года. Речь, разумеется, идет не о странном желании защищаться в курортном городе (как будто бы в Самаре нет диссертационного совета по социологии?), а о все тех же злополучных научных публикациях, необходимых для защиты диссертации. Увы, но за несколько дней поисков никаких следов контактов Веймана с местными ВАКовскими изданиями обнаружить не удалось. Ни в Майкопе, ни в Ессентуках, нигде, хорошо запоминающуюся фамилию политика никто не вспомнил.
Новым подтверждением обмана (то ли Алексей Владимирович обманул диссертационный совет, то ли Алексея Владимировича непрерывно обманывали недобросовестные редакции) стало почти полное отсутствие следов публикаций господина Веймана в каталогах Российской Государственной Библиотеки. «Несколько дней поисков в Российской Государственной Библиотеке, в каталоге НЭБ, пара недель работы библиографов Ленинки не дали вообще никаких результатов – мы не смогли найти ни одной работы перспективного молодого учёного», — сетуют журналисты.
Тем не менее, на официальный запрос в ВАКе ответили: «Аттестационное дело Веймана Алексея Владимировича на соискание ученой степени кандидата социологических наук поступило на рассмотрение в Министерство. В настоящий момент осуществляется экспертиза указанного аттестационного дела».
Что остается журналистам? В случае выдачи Алексею Вейману диплома о научной степени попытаться добиться от аттестационной комиссии ответов на поставленные в статье вопросы. Существуют ли публикации, приведённые в списке литературы автореферата диссертации? И проходили ли те научные мероприятия, которые были упомянуты в автореферате? И самое главное: проверяет ли ВАК те входные данные, которые получает в авторефератах диссертаций?
Хочется верить, что по итогам своего расследования журналисты «АПН» на, прямо скажем, халтурной работе ВАК не остановятся, а поставят свои вопросы гораздо шире. Тем более что с рынком ученых степеней и проблемой фальсификации научных исследований давно уже пора что-то делать. Увы, но загадочная история с защитой диссертации Алексея Веймана – отнюдь не единичный случай.
К тому же очень многие виды махинаций в нашей стране оказываются возможными только потому, что в обществе принято их не замечать. К примеру, в Москве объявления на тему «пишу рефераты, дипломы, диссертации» в встречаются повсеместно.
Как ни крути, но благополучие страны действительно невозможно без реанимации отечественной науки и образования. Простым и естественным первым шагом такой реанимации стало бы разделение зёрен и плевел, сортировка честных учёных от жулья. И если научное сообщество не в состоянии осуществить такую сортировку самостоятельно, то, как знать – не сможет ли ему в этом нелёгком деле подсобить неучёная общественность? Ну вот, хотя бы читатели, сумевшие на примере научной карьеры самарского политика Алексея Веймана оценить всю подноготную российской образовательной системы.