Как заметил в свое время один из журналистов «Новых Известий», «…секс-скандалы привлекают к себе даже большее внимание публики, чем взятки в особо крупных размерах, полученные высокопоставленными чиновниками». Это нехитрое правило действует и на Западе. Достаточно вспомнить судебную эпопею бывшего главы МВФ Доминика Стросс-Кана, которому свидание с горничной отеля стоило победы на президентских выборах. Или, последний скандал с британским принцем Гарри, неприличные фотографии которого потеснили на первых полосах газет репортажи из воюющей Сирии. Правда, в отечественных секс-скандалах есть своя специфика, которую впору назвать «банно-бордельной». К тому же, как показывает история такого рода публикаций, пойманные «на горячем» представители российской элиты в большинстве случаев отделываются легким испугом.
Классика «политэротики»
Политические скандалы с откровенно сексуальной подоплекой появились у нас только после падения «железного занавеса». Наверное, именно поэтому сценарий первого такого инцидента был скроен по узнаваемым западным лекалам. Тогда, в июне 1997 года, под удар прессы попал министр юстиции России Валентин Ковалев. Роковой для чиновника стала статья Ларисы Кислинской в газете «Совершенно секретно», где в качестве иллюстраций были представлены кадры видеозаписи его интимной встречи с некими молодыми особами в бане, «крышуемой» солнцевской ОПГ. По словам автора сенсационной публикации, видеокассета была изъята милицией при обыске у банкира Аркадия Ангелевича. Причем, как предполагала журналистка, связь чиновника с «братками» не ограничивалась местом проведения досуга. Для Ковалева все закончилось персональной карьерной катастрофой. Конечно, впрямую обвинять его в моральном падении никто не стал. Тем не менее, уже 2 июля 1997 «банный министр» был освобожден от занимаемой должности, лишившись попутно места в Совете Безопасности.
Вторым от внимания прессы пострадал бывший генпрокурор Скуратов. Его случай в мельчайших деталях повторял скандал с министром Ковалевым: в марте 1999 года по телеканалу «Россия» был продемонстрирован любительский фильм «Трое в постели», где «человек, похожий на генерального прокурора» был запечатлен в постельных сценах с двумя девушками весьма недвусмысленного типажа. По мнению авторов ленты, встречу Скуратова с жрицами любви организовал финансист Ашот Егиазарян. Сам Скуратов, напрочь отрицая свое сходство с персонажем фильма, в ответ пожаловался на службу безопасности Национального резервного банка Александра Лебедева, сотрудники которой якобы вели за ним слежку. Эту версию подтвердил в интервью журналу «Профиль» и Егиазарян. По его мнению, показ неприличного фильма должен был отвлечь внимание властей от прокурорского расследования финансовых махинаций в НРБ. Более того, как отметил Егиазарян, скандал с бывшим министром юстиции Ковалевым тоже случился вскоре после того, как Генпрокуратура провела обыски в офисе банка и на квартирах его руководителей. Правда, на руководство страны эти доводы не подействовали: Скуратов был не только отстранён от должности, но и стал фигурантом уголовного дела.
Печальная история «человека, похожего на генпрокурора» стала, пожалуй, недосягаемым образцом эффективности журналистского расследования. Все последовавшие за делом Скуратова скандалы фактически спускались на тормозах. К примеру, так ничем и не закончилась шумиха, поднятая видеороликом, на котором человек, похожий на телеведущего Евгения Киселева, участвовал в групповом сексе с элементами садомазохизма.
Прошли мимо внимания публики записи любовных приключений сатирика Шендеровича, писателя Лимонова и неудавшегося политика Поткина. Никак не повредили карьере оппозиционера Немцова слухи о видеозаписи, на которой тот якобы развлекался с раскрепощенными стриптизершами в закрытом для простой публики подмосковном пансионате «Лужки». Легким смущением отреагировал на появление откровенных записей герой прошлых скандалов банкир Лебедев. Среди журналистов даже начались разговоры о полной невосприимчивости представителей новой формации элиты к такого вида компромата.
Частное дело госкорпорации
Журналисты излишне сгущали краски. Время показало, что свое второе дыхание жанр секс-компромата обрел благодаря именно этой стороне технического прогресса. Злую шутку с любителями разгульного отдыха сыграла оснащенность наших сограждан устройствами видеозаписи. Вначале, в поле зрения добровольных борцов за гласность попали высокопоставленные нарушители правил дорожного движения. Затем прицел видеоискателей переместился на персон, откровенно пренебрегающих общественной моралью. Первый значимый «улов» этих «сам себе режиссеров» появился в Сети минувшим летом. В неподобающем месте был замечен служебный автомобиль бывшего мэра Норильска, отставного губернатора Таймырского автономного округа и нынешнего председателя правления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК») Олега Бударгина. Ролик, опубликованный на портале «Комитет народного контроля» и хостинге Youtube, выглядел вполне однозначно: роскошный представительский «BMW» с «мигалкой» и «правительственными» номерами А336МР 97-го региона освещал фарами ноги шеренги выстроившихся вдоль трассы проституток.
Конечно, проще всего было бы списать инцидент на водителя служебного лимузина. Или, напротив, заявить о провокации, в которой пассажиры чиновничьего автомобиля и мерзнущие вдоль шоссе путаны играют роль нанятых статистов. Но госкорпорация, вопреки сложившимся за последнее время традициям, решила отмолчаться. Предположение о причинах такой скромности сделала газета «Век»: как пишет это издание, в Сети уже появлялись слухи «о пристрастии Олега Бударгина к девушкам легкого поведения», cуществут мнение, что этот чиновник предпочитает пользоваться услугами элитного «эскорт-агентства» Петра Листермана. Любой пользователь Рунета мог ознакомиться с подборкой неприличных снимков, главным героем которых выступал человек, удивительно похожий на высокопоставленного энергетика. А теперь еще и полную версию пикантного видео можно увидеть, на том же портале «Комитет народного контроля».
Скажется ли нынешний скандал на карьере господина Бударгина, покажет время. Момент для «срыва покровов» сейчас крайне неподходящий. Руководитель ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК») считается главным претендентом на пост главы холдинга, который будет доминировать на российском рынке после запланированного слияния ФСК и «Холдинга МРСК». Финансовые потоки этой госкорпорации вполне сравнимы с бюджетом небольшой страны: совокупный оборот ОАО «ФСК» и ОАО «Холдинг МРСК» по итогам послекризисного 2010 года составил около 673 млрд. рублей, а прибыль достигла 62 миллиардов. Но назначение Бударгина нельзя считать делом решенным. Российская энергетика испытывает множество проблем, причем далеко не все они связаны с износом оборудования. Как выяснилось в декабре прошлого года на заседании Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС, реформа электроэнергетики не доведена до конца. Хуже того, по словам председательствовавшего на заседании премьера, энергетики «…деньги собирают с потребителей, в оффшоры уводят и отчекрыживают частично…». Как результат, по данным сайта Forum.msk.ru, «…выделив 3,1 млрд. руб. на программу противодействия стихийным бедствиям, ФСК оказалась не в состоянии им противостоять», допустив обесточку населенных пунктов в целом ряде российских регионов. Понятно, что в такой ситуации секс-скандал может стать последней каплей, переполнившей чашу терпения власти. И не беда, если поводом для оздоровления энергетической отрасли станет такая пикантная, на взгляд обывателя, история.