В России активно поддерживается либеральная мысль о том, что ей для выживания необходимы трудовые мигранты. Поскольку государственная статистика в РФ в этой сфере часто находится в области ненаучной фантастики, а учет и какой-либо контроль за мигрантами либо отсутствуют, либо фрагментарны, общее количество иностранцев на территории Ресурсной Федерации можно оценить лишь с погрешностью плюс-минус пару-тройку миллионов человек (согласно Росстату, в 2010 году в РФ международная иммиграция составила лишь 191 тысячу человек, а эмиграция – около 33 тысяч иностранцев).
Напомним, «медведевские эксперты из рабочих групп «Стратегия-2020» в своих аналитических записках признаются, что в России уже присутствуют 7-8 млн. гастарбайтеров (реальная численность населения россиян в стране не 141 млн. человек, а 133-134 млн.). Но этого мало: либеральные мыслители уверены, что РФ до 2015 года должна принять ещё 7 млн. мигрантов только из Средней Азии«. Всего по мысли этих корифеев, Россия до 2025 года должна принять до 11-16 миллионов иностранцев.
По нашим собственным подсчетам (основанным на методике учета постоянного населения РФ Госкомстатом) получалось, что общая численность более-менее постоянно проживающих иностранцев в России уже сейчас достигает еще более высокой цифры – от 9,2 до 12,3 миллионов человек. В принципе, это составляет около 8-9% наличествующего в стране постоянного населения.
Либеральная и государственная пропаганда в своем объяснении такого роста числа мигрантов в России никакими аргументами себя не утруждала – как правило, речь идет лишь о так называемой «демографической» яме или утверждениях «в России некому работать». Это притом, что численность трудоспособного населения страны (мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет) на 2011 год составляла около 89 миллионов человек, а экономически активного населения – 71 миллион человек (по данным справочника «Россия в цифрах 2011 год» – 67 миллионов человек). Примечательно, что в России нет никакого серьезного бума на просто «трудовые ресурсы», об исчерпании которых в ближайшем будущем так пекутся правительственные чиновники.
Если в 1991 году в промышленности РСФСР было занято свыше 21 миллиона человек, то к 2004 году их число сократилось до 14 миллионов человек. Аналогичные сокращения произошли в сельском хозяйстве, строительстве и ряде других отраслей. Впечатляющий прирост был отмечен в сфере управления, государственной службы, ЖКХ, финансов и банков, а также торговой сферы. Согласно справочнику «Россия в цифрах 2011 год», в 2005-2010 годах численность занятых в сельском хозяйстве сократилась с 7,3 до 6,4 миллионов человек, добыче полезных ископаемых – с 1,05 до 0,95 миллионов человек, в обрабатывающей промышленности – с 11,5 до 10,4 миллионов человек.
Рост числа занятых – правда, весьма умеренный, был отмечен в строительстве (с 4,9 до 5,24 миллионов человек), торговле (с 11 до 12,25), госуправлении (с 3,45 до 3,8 миллионов человек), более заметный – в финансовой деятельности (с 0,9 до 1,1 миллионов человек) и недвижимости (с 4,9 до 5,25 миллионов человек). Таким образом, никаких признаков серьезного прироста числа занятых (официально занятых) в ключевых сферах российской экономике не существует.
Самой серьезной проблемой трудовых ресурсов в России является именно нехватка квалифицированной рабочей силы, инженеров, однако, как уже писал наш блог, эти вопросы никак не решаются – таких людей негде банально учить, а промышленность не может привлечь их нормальной зарплатой. Завоз полуграмотных трудовых рабов из Средней Азии или стран дальнего зарубежья также не решает эту задачу.
Вместе с тем, за стройным хором голосов отечественных либералов, ратующих за «дешевых и трудолюбивых» мигрантов, скрывается одна особенность, которая сводит на нет даже такое их «преимущество». Россия уже начала оплачивать инфраструктурные издержки, возникшие из-за гигантского притока иностранцев в страну.
В 2012 году в школах Москвы будет обучаться от 825 тысяч до 1 миллиона детей (такому разнобою удивляться не стоит), а также до 423 тысяч детей будут находиться в детских садах и яслях. На финансирование системы столичного образования (школьного и дошкольного) в этом учебном году будет выделено до 275 миллиардов рублей — 8,5 миллиардов долларов (в 2010 году финансирование составляло лишь 162 миллиарда рублей).
Если исходить из этих цифр, содержание одного ребенка в школе или детском саду обойдется московскому бюджету (усредненно) в 193 – 220 тысяч рублей в год (около 6,5-7 тысяч долларов). Кстати, это весьма неплохие показатели даже в сравнении с США – в штате Нью-Джерси на одного ребенка в год приходится до 13 тысяч долларов. Правда, московские показатели ощутимо выше среднероссийских бюджетных расходов на одного школьника или дошкольника, которые составляют лишь около 70 тысяч рублей.
Численность детей иностранцев в московских школах и детских садах толком не известна. В 2011 году Миграционный совет при правительстве Москвы только планировал хотя бы примерно подсчитать их количество. По некоторым данным, их число может достигать примерно 70 тысяч человек. По данным заместителя мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец, всего в Москве лишь только 28 тысяч таких детей, из которых половина вообще не говорит по-русски (есть и более низкие данные). Такой разнобой также не должен удивлять – по сути, никаких средств учета и контроля у чиновников долгое время просто не было (как и желания, собственно говоря):
«В школы и детские сады принимали детей всех мигрантов. Сегодня ситуация несколько улучшилась: на данный момент устроить ребенка в детский сад и в школу может только мигрант с временной регистрацией. Чтобы отдать своего ребёнка в сад или школу мигранту достаточно зарегистрироваться недалеко от сада или школы. Интересно, что многие мигранты ухитряются в течение трёх месяцев определить своего ребёнка в сад, а дети коренных жителей годами не могут попасть в тот же сад из-за большой очереди. Срок временной регистрации ограничивается тремя месяцами. Если регистрация заканчивается, то ее необходимо продлить, однако не все мигранты это делают, а их дети продолжают ходить в сад или учиться в школе«.
Если предположить, что данные госпожи Голодец верны, то московский бюджет заплатит за детей иностранцев от 5,2 до почти 6 миллиардов рублей (165 – 195 миллионов долларов). Если же верны оценочные данные независимых экспертов, общие расходы московского бюджета будут почти в 3 раза выше и составят от 500 до 600 миллионов долларов в этом учебном году.
Напрасны ли эти расходы? Как и правительство России, правительство Москвы считает приток иностранных мигрантов благом. Сама Ольга Голодец прямо говорит:
«Стоит отметить, что дети мигрантов для Москвы – это не обуза, а благо. Большинство из них трудолюбивы и очень способны, их можно назвать локомотивом столичного образования«.
Стоит теперь надеяться, что никаких претензий к качеству образования в Москве у родителей детей-автохтонов не должно быть – им ясно указали, на кого им стоит равняться.
Схожая по абсурдности ситуация существует и в окружающей российскую столицу Московской области, также являющейся регионом, привлекающим мощный приток как внутренней, так и международной миграции (постараемся процитировать это полностью, чтобы было понятна беспомощность российского государства, неспособного наладить банальный учет):
«В администрации Подмосковья, похоже, подозревают, что нехватка мест в детсадах региона вызвана наплывом мигрантов. Губернатор Московской области Сергей Шойгу уже дал поручения главам муниципалитетов пересчитать в дошкольных учреждениях всех детей, чтобы понять, кто родился в регионе, а кто — за его пределами. Сбор данных о приезжих может обернуться скандалом, если его будут вести традиционно — силами правоохранителей.
Сегодня в Московской области зарегистрировано 512 тыс. детей до семи лет. В детские сады устроено чуть более половины — 263 тыс. Несмотря на введение в эксплуатацию новых дошкольных учреждений, ликвидировать очередь пока не удается — в ней сейчас не меньше 48 тыс. детей. При этом, по оценкам министра строительства и ЖКХ Московской области Германа Елянюшкина, к 2015 году региону потребуется не менее 70 тыс. дополнительных мест в детских садах.
Не сокращающийся дефицит мест в детсадах уже попал во внимание нового губернатора Подмосковья, который хочет знать, откуда на вверенной ему территории столько детей. «Надо проанализировать, сколько прибывает за счет миграционных потоков, а сколько за счет рождаемости», — потребовал Шойгу от муниципалитетов уточнения статистики.
В региональном правительстве пока слабо представляют, где брать информацию о национальности и гражданстве дошкольников. Замминистра по делам печати и информации Подмосковья Алла Гарбар заверила «МН», что поручение губернатора чиновники выполнят, но затруднилась пояснить, как будет собираться персональная информация о детях.
В управлении Федеральной миграционной службы по Московской области «МН» сообщили, что учет детей не ведут. «Мы можем посчитать число зарегистрированных в регионе мигрантов, а сколько у них детей — это не наша статистика», — заявила пресс-секретарь УФМС Екатерина Смирнова. По ее словам, отследить рождаемость в семьях гастарбайтеров невозможно«.
Доля детей мигрантов в подмосковных школах, по данным экспертов, также сильно гуляет – от 4 до 12%.
Если усилия Кремля по завозу мигрантов из государств СНГ и дальнего зарубежья увенчаются успехом – как это планирует РАН и рабочие группы «Стратегия-2020″, то через 8-10 лет доля детей гастарбайтеров и мигрантов в российских школах вырастет, минимум до 25-30%. Благодаря им и будет сформирована затем новая общность – «российский народ», о желательности возникновения которой уже неоднократно говорил наш президент Владимир Путин III.
Источник