Тогда еще наши сограждане искренне ужасались опубликованным в прессе «фактам» и безоглядно верили печатному слову, несмотря на то, что вместо правды общественность потчевали ложью и клеветой. Оказывается, те времена не канули в лету, а голословные обвинения имеют все такую же страшную и разрушительную силу. Это в полной мере ощутили на себе свердловские силовики, и в первую очередь областной ГУВД. Примечательно, что это произошло в регионе, который некогда называли «столицей черного PR».
Время для атаки было выбрано очень удачно. Только что на всю страну прогремело дело о крайне циничном преступлении в Казани, где, в результате издевательств со стороны местных полицейских, погиб задержанный. В результате проведенного расследования, которое прогремело на всю страну, отделение полиции, где произошло это преступление, было полностью расформировано, полиция в Татарстане подверглась серьезным чисткам, а начальник полиции республики был отправлен в отставку. Вслед за этим похожее преступление полицейских вскрылось и в Санкт-Петербурге, результатом чего стало снятие с должности начальника ГУВД области.
Удачность момента еще и в том, что в стране наступил момент «междувластия», когда старый кабинет министров готовится уйти и будет формироваться новое правительство. Министрам, большинство из которых желают сохранить свое кресло, любые скандалы в подведомственной отрасли сейчас «ножом по сердцу» и для самосохранения они легко откажутся от защиты своих подчиненных и показательно накажут их, вне зависимости от степени вины или даже невиновности – лишь бы скандал утих. Министр внутренних дел Нургалиев – не исключение. К тому же, он и так один из самых скандально известных руководителей силовых ведомств и общественность жаждет его отставки.
Свердловская область всегда занимала видное место в криминальных новостях, и в особенности в сфере организованной преступности. Только с приходом на должность полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Петра Латышева правоохранительные органы смогли развернуть бескомпромиссную борьбу с организованной преступностью. Ее результатом стал разгром прогремевшей на всю страну ОПС Уралмаш и самоубийство его лидера Александра Хабарова в тюрьме. Однако скоропостижная кончина Латышева не позволила тогда довести дело до логического конца, и остатки уралмашевской группировки, находившееся в тесном контакте с крупными представителями властных структур Екатеринбурга смогли консолидироваться и, во многом вернуть былые позиции, – в области произошла вторая криминальная революция.
Такое положение дел начало меняться только с 2010 года, когда начальником Свердловского ГУВД был назначен Михаил Бородин. При поддержке начальника главного управления уголовного розыска МВД Михаила Никитина и начальника главного управления МВД по Уральскому федеральному округу Николая Мардасова, он нанес ряд весьма чувствительных ударов по областной мафии. На его стороне выступили также прокурор Свердловской области Сергей Охлопков, председатель областного суда Иван Овчарук и начальник свердловской УФСБ Борис Козиненко.
В результате действий свердловских силовых структур, был арестован вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев, которому было предъявлено обвинение в организации ряда заказных убийств. Были организованы рейды по ряду Екатеринбургских рынков, контролирующихся мафией в лице одного из бывших руководителей разгромленной ОПС Уралмаш Сергея Терентьева, в результате чего было выявлено и арестовано большое количество контрафактной, нерастаможенной и краденой продукции, которыми торговали на этих рынках, арестованы неучтенные денежные средства на сотни миллионов рублей. Удар по мафии был нанесен более чем чувствительный. Осознавая, что Бородин решителен в своих планах бороться с организованной преступностью и не отступится от задуманного, мафия развязала против него массированную информационную войну, рассчитывая добиться его отставки, или хотя бы запугать его, и остановить.
Главным спикером проводимой против силовиков информационной кампании стал весьма популярный блогер и общественный деятель, руководитель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман.
С силовыми структурами УрФО и Свердловской области у Ройзмана связана неутихающая боль после недавнего поражения – когда сотрудники правоохранительных органов, невзирая на огромное противостояние криминалитета, сумели доказать преступную деятельность ряда сотрудников Фонда «Город без наркотиков» в нашумевшем «деле Бычкова». А нынешняя активность возглавляемой Бородиным полиции, в отношении рынков, напрямую затрагивает интересы «коллег» Ройзмана по преступному цеху ОПС Уралмаш, которые традиционно часть этих эти рынков контролируют, а частью — владеют.
Судя по информации из Свердловской области, в своей атаке Ройзман рассчитывает найти опору в новом полпреде УрФО Евгении Куйвашеве и руководителе Следственного комитета Валерии Задорине. Куйвашев – первый уральский полпред, не являющийся силовиком – поэтому ему непросто разобраться в реалиях свердловских общественных организаций. Задорин же, как считается, как раз был ранее успешно запуган Ройзманом, и предпочитает с ним «не ссориться», особенно на фоне резко ослабленных позиций губернатора.
Ройзман активно использует эти обстоятельства, не уставая повторять, что у него сложились особо доверительные отношения и с Куйвашевым, и с Задориным. Впрочем, в ситуации с полпредом, итог может оказаться неблагоприятным для Ройзмана, т.к. Куйвашев, хоть и не силовик, но государственник по менталитету – поэтому, скорее всего, разберется в расстановке противоборствующих сил «мафия — силовики», и на сторону Ройзмана вставать не станет.
В своем блоге Ройзман публично обвинил Бородина в том, что тот, сам будучи москвичем, привел в регион полицейских из Москвы, которые обложили данью весь бизнес в регионе и вообще творят полный беспредел. В качестве повода для таких обвинений он привел пример не слишком удачного рейда полиции на авторынок «Академический», в результате которого правоохранительным органам удалось задержать всего одну краденую автомашину (рейд на этот рынок состоялся после того, как было найдено несколько краденых автомобилей, и следы привели именно на «Академический»). Как позже признались сами полицейские, в ходе подготовки рейда информация об этом «утекла»: «У нас есть свои крысы» — и именно поэтому его результаты оказались более чем скромны. Известно, что этот рынок контролирует Сергей Терентьев. Однако это обстоятельство Ройзман обходит, а вот то, что полицейские кошмарят криминальный бизнес, вызывает его негодование.
К кампании немедленно подключились городские СМИ, подконтрольные вице-мэру Екатеринбурга Тунгусову, который за 20 лет пребывания у власти, завел весьма тесные отношения с «уралмашевцами» Черепановым и Терентьевым. Эти СМИ многократно растиражировали заявления Ройзмана и предоставили ему трибуну для последующих обвинений в адрес правоохранительных органов. А затем сделали вывод о том, что, мол, следует ожидать масштабной проверки ГУВД, как это уже было сделано в Казани и Санкт-Петербурге.
Новые обвинения со стороны Ройзмана, разумеется, не заставили себя ждать. Он перечислил ряд рынков, которые, по его словам, подвергаются поборам со стороны полицейских, и даже заявил, что полиция обложила данью бабушек, торгующих семечками. Но вот тут и выявилась недостаточная подготовленность проводимой мафией информационной войны. К немалому удивлению Ройзмана, ГУВД выразило готовность сотрудничать с ним и попросило дать конкретику – какие полицейские, у кого и что вымогали. И оказалось, что фактов у того нет, и пришлось «делать хорошую мину при плохой игре» — заявлять, что «то, о чем он говорит, и так все хорошо известно, и ни в какую полицию он не пойдет, а лучше отдаст информацию в ФСБ и Следственный комитет». Ну и параллельно – поняв, что серьезно прокололся – Ройзман целый день обзванивал депутатов областного законодательного собрания с просьбой дать ему какую-то конкретную информацию о «полицейском беспределе», но, похоже, безрезультатно, так как никакой конкретики от него так никто и не дождался. А полицейские, со своей стороны, заявили – ну ладно, нет конкретики у Ройзмана – а они все равно будут проверять эту информацию и избавляться от «оборотней», если таковые вдруг будут выявлены.
Поняв, что в этот раз силовики не станут отмалчиваться и планы мафии рушатся, было вброшено новое обвинение со стороны Ройзмана – о коррупции внутри самой полицейской системы. Якобы, с начальника Октябрьского отделения подполковника Варлакова потребовали 500 тысяч за присвоение очередного звания. Варлаков немедленно отреагировал на это, заявив в интервью независимым СМИ, что все это чушь и что это не только ложь, но и изощренная месть Ройзмана за то, что Варлаков отказался работать с его фондом.
Видя, что «черные» вбросы информации весьма эффективно отбиваются правоохранителями, организаторы кампании напряглись – и нашли реальный факт злоупотреблений со стороны полицейского. После одного из рейдов – на рынок «Таганский ряд», было изъято 120 млн. рублей наличными – как «неучтенные средства». На одного из следователей по этому делу – майора Сергея Рахманова – вышли представителя китайской диаспоры, у которых и была изъята немалая часть этих денег, с просьбой помочь их вернуть. И тот, не имея никаких реальных рычагов воздействия на процесс возможного возврата этих средств, но зная, что скоро деньги начнут возвращать по решению суда, решил поднажиться – пообещал помочь за 14 млн. рублей – 7 до и 7 после возврата. Получил первые 7, дождался решения суда (оно было в пользу китайцев) – и на «голубом глазу» потребовал от тех еще 7 млн. рублей. Ну а китайцы обратились в УФСБ – те и «приняли» полицейского-мошенника. И вот, когда следствие по этому делу уже вовсю шло – Ройзман и обвинил полицию в коррупции на этом примере. И тут же нарвался не только на разъяснение, что это не коррупция, а банальное мошенничество, но и на то обстоятельство, что ГУВД не только не препятствует следствию, но и напротив, активно ему способствует. Так что и здесь у Ройзмана и стоящей за ним мафии получился прокол.
Следующим этапом кампании стал приезд в Екатеринбург представителей правозащитной организации «Агора», благодаря деятельности которой и был вскрыт факт зверского изнасилования, повлекшего за собой смерть, казанскими полицейскими хулигана. Они и не подозревали, что местная мафия уже спланировала «втемную» использовать их для борьбы с полицейскими. Каково же было удивление и их, и собравшихся на пресс-конференцию журналистов, когда на ней появился Михаил Бородин и искренне, заявил, что готов к сотрудничеству с этой и любой другой общественной организацией, которая поможет вскрывать преступления со стороны полицейских. Его немедленно пригласили в президиум, и в результате состоялся деловой и продуктивный диалог между всеми присутствующими, чего организаторы свердловской антиполицейской кампании не ожидали, да и не желали. Уже после мероприятия, кулуарно, представители «Агоры» узнали, как на самом деле и в каких неблаговидных целях планировалось их использовать.
Чтобы описать все эпизоды этой информационной войны, потребуется очень много времени, поэтому мы здесь остановились только на наиболее значимых ее эпизодах. Пожалуй, отдельно еще стоит сказать о статье, озаглавленной «Черные полковники с золотыми погонами», вышедшей в одном из городских «карманных» СМИ мафии.
Это статья знаковая в том смысле, что в ней преступниками сделана попытка перессорить силовиков, в настоящее время выступающих единым фронтом против криминала и, таким образом, ослабить их. Как водится в таких случаях, фамилии потенциально опасных для мафии людей перечисляются вместе, независимо от наличия фактуры и ее правдивости. Главное для преступников — криминальный бизнес объявить добросовестным, а требование соблюдения закона — «наездом». В статье, в частности, утверждается, что, якобы, за «наездом силовиков на свердловских предпринимателей» стоит начальник штаба ЦВО Сергей Суровикин (недавно переведенный в Москву для формирования военной полиции), и даже больше – его жена Анна Суровикина. И что Суровикин якобы активно поспособствовал назначению Бородина на занимаемую им сейчас должность, а также добился перевода сына заместителя начальника Генштаба Николая Макарова — полковника МВД Сергея Макарова в Екатеринбург на должность начальника оперативно-розыскной части.
Зря черные пиарщики мафии упомянули Макарова, ой, зря. Сергей Макаров хорошо известен еще по Москве тем, что хотел «быть под погонами», но, учитывая высокую должность отца, избрал не армейскую, а полицейскую карьеру – хотел всего добиться сам. Что, будучи опером, был внедрен в банду – прямо как Шарапов, и ходил на волоске от гибели. Что в результате его работы была разгромлена банда, готовившая масштабный теракт в Москве. Что этому эпизоду его биографии посвящена целая экспозиция в музее УБОП ГУВД Москвы. И такого человека – так дешево развести? Вот, напротив, замотивировать его на борьбу с мафией – это да. К слову, и Суровикин с Бородиным не вчера родились, и многое прошли на пути борьбы с ворами и бандитами всех мастей, чтоб их можно было легко «взять на испуг».
Ну и вот – последний по времени эпизод продолжающейся информационной войны. Одно из сетевых изданий Екатеринбурга, тесно связанное с Ройзманом, обвинило прокуратуру в том, что та провела внеочередную проверку ГУВД и выявила тысячи нарушений. Однако боится их обнародовать – дескать, представление по результатам этой проверки лежит в сейфе прокурора Свердловской области и ему не дается ход. Прокуратура не замедлила ответить – да, проверка проводилась и уже 2 месяца назад ее результаты были опубликованы. Никто и никогда не делал из этого тайны. Действительно, был выявлен ряд нарушений, и 60 руководящих работников ГУВД были наказаны, прпорционально степени их вины. Никто и не думал покрывать нарушителей.
Все же, наше общество сильно изменилось и научилось различать ложь и правду. Попытка «взять нахрапом», сохранившаяся, видимо, со времен уголовной юности нынешних «популярных блогеров и общественных деятелей», терпит крах, а беспочвенные обвинения рассыпаются под воздействием аргументов и неопровержимых фактов. Одним из таких фактов стал, к примеру, результат свердловской полиции по борьбе с распространителями наркотиков. Это, как раз, один из «любимых коньков» руководителя фонда «Город без наркотиков» Ройзмана. Свою популярность, в основном, он и выстроил на рассказах о своей героической борьбе со страшным зельем и о том, как они вычисляют наркоторговцев и помогают органам их задерживать. Деятельность благородная, без иронии. Вот только ГУВД Свердловской области, без помощи активиста Ройзмана, в прошлом году, после реорганизации милиции в полицию, показала рост изъятия наркотиков в 2,5 раза! Что, впрочем, не обрадовало борца с дурманом – он про этот факт не упоминает нигде.