«Сибирский цемент» Олега Шарыкина снова обвиняют в хищениях

Расследование уголовного дела в отношении кемеровского холдинга, принадлежащего Олегу Шарыкину, возобновлено в соответствии с решением Ангарского горсуда Иркутской области от 4 июня 2010 года. Об этом информационному агентству InterRight сообщили в ГУВД Иркутской области.

Суть уголовного дела против «Сибирского цемента»

Уголовное дело №63100 возбуждено 11 сентября 2009 года Главным следственным управлением при ГУВД Иркутской области по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В постановлении о возбуждении данного дела (см. фотокопию в конце статьи), в частности, сказано:

«В ходе проверки установлено, что в период с 21 сентября 2004 года по 25 октября 2006 года неустановленные лица, действующие от имени руководства ОАО «ХК «Сибирский цемент»», путем обмана совершили хищение имущества ОАО «Ангарскцемент» в особо крупном размере при следующих обстоятельствах:

…… 7 сентября 2006 года гендиректор ОАО «Ангарскцемент» Александр Пушилин (кемеровчанин, совладелец «Сибирского цемента» с момента основания, незаконно занимавший пост гендиректора «Ангарскцемента» в 2004-2006 годах, был «избран» на рейдерском «собрании акционеров», на которое не был допущен владелец контрольного пакета «Ангарскцемента» – группа «РАТМ», владеющая с лета 2004 года по настоящее время 50,5% акций «Ангарскцемента» – А. С.), осуществил продажу доли ОАО «Ангарскцемент» в уставном капитале ООО «Карьер Перевал» в размере 9,657 млн. рублей компании Orient Cement Ltd (зарегистрированной на Британских Виргинских островах – А. С.), при этом денежные средства от продажи доли до настоящего времени на ОАО «Ангарскцемент» не поступили.

После чего, 25 октября 2006 года Роман Боронихин (штатный юрист «Сибирского цемента» – А. С.), действуя по доверенности от компании Orient Cement Ltd, на основании договора купли-продажи продал 100% доли в уставном капитале ООО «Карьер Перевал» компании «Сибирский цемент», которая стала единственным собственником ООО «Карьер Перевал» (согласно договору, «Сибцем» купил «Карьер Перевал» у Orient Cement за 300 млн. рублей, однако банковские реквизиты, куда нужно было перечислить эти 300 млн., не были указаны в договоре. Вероятно, договор носил фиктивный характер, создавая «Сибцему» статус «добросовестного приобретателя», которому в случае отмены сделки надо возместить 300 млн.! – А. С.).

В результате умышленных незаконных действий неустановленных лиц, действующих в интересах руководства ОАО «ХК «Сибирский цемент»», ОАО «Ангарскцемент» причинен имущественный ущерб в особо крупном размере в сумме 9,657 млн. рублей и ОАО «Ангарскцемент» лишилось имущества, которое обеспечивало добычу и обработку сырья, необходимого при производстве цемента», – говорится в постановлении Главного следственного управления при ГУВД Иркутской области о возбуждении уголовного дела против «Сибирского цемента».

«Сибцем» скупил всех иркутских прокуроров?

Возбуждение уголовного дела, конечно, переполошило Шарыкина и его окружение. Хотя к проблемам с правоохранителями ему не привыкать (подробнее об этом ниже), как и к коррупционному взаимодействию с правоохранителями. Еще летом 2007 года Шарыкин не хотел «успокаиваться» и «сдаваться»: тогда журналисты зафиксировали в московском ресторане «Сыр» телефонный разговор совладельца «Сибцема» юриста Андрея Кирикова с основным владельцем «Сибцема» Олегом Шарыкиным о том, что для подкупа Федерального арбитража теперь вместо 500 тысяч нужно 1,5 млн. долларов. Только широкая засветка в СМИ этих планов Шарыкина помешала реализовать коррупционный план.

Не исключено, что широкая коррупционная сеть была у «Сибцема» налажена не только в Москве, но и в иркутском Ангарске. Иначе как объяснить тот факт, что в тот самый день, когда следователи ангарского отдела Главного следственного управлениям при иркутском ГУВД возбудили дело против «Сибцема» – 11 сентября 2009 года – в Ангарске нашелся прокурор Олег Ковалев, который в тот же самый день (!) вынес постановление об отмене возбуждения?! Кстати, прокурор Олег Ковалев не в первый раз подозревается общественностью в сознательном и намеренном попрании Закона.

А вот ангарские суды не так быстры на законные решения, как заинтересованные (шарыкинцами?) прокуроры – на явный правовой беспредел. Ангарский горсуд признал действия Олега Ковалева по отмене уголовного дела в отношении «Сибцема» незаконными и необоснованными лишь 21 декабря 2009 года (см. фотокопию решения суда в конце статьи). Не торопилось выполнять решение суда и начальство зампрокурора Ковалева: лишь 19 марта 2010 года постановление Ковалева было отменено прокурором города Ангарска Дмитрием Погудиным (непосредственным начальником Ковалева).

А дальше наступает просто фантастические события: тот самый прокурор Ангарска Погудин, отменивший постановление Ковалева и давший старт возбуждению дела против «Сибцема» вновь в марте 2010 года, буквально через 2 месяца меняет своё решение на противоположное! 17 мая 2010 года господин Погудин вынес «постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела №63100», так как «проверить законность» многократных краж шарыкинцами имущества «Ангарскцемента» можно якобы и «в рамках гражданского судопроизводства». Что может заставить прокурора города так легко менять свою позицию, можно только догадываться… Хотя догадаться, конечно, не трудно.

Тем не менее, справедливость всё-таки восторжествовала! 4 июня 2010 года Ангарский горсуд отменил это явно незаконное и коррупционное решение городского прокурора о закрытии дела (см. фотокопию решения суда в конце статьи). Незаконность действий прокурора Ангарска Дмитрия Погудина, пытавшегося «закрыть» дело против холдинга Олега Шарыкина, как отметил в суде представитель «Ангарскцемента», очевидна еще и в связи с тем, что в ст. 37 УПК РФ вообще не предусмотрены полномочия прокурора отменять постановления следователя (прокурор может это сделать только в течение суток после возбуждения дела, а не тогда, когда после возбуждения дела прошло уже 8 месяцев!).

Суд также принял во внимание многочисленные судебные решения, в ходе которых было признано незаконным создание шарыкинских ООО, в том числе ООО «Карьер Перевал», а также лицензия на карьер возвращена законному владельцу – ОАО «Ангарскцемент».

Противозаконную прослушку «Ангарскцемента» организовал правая рука Шарыкина, бывший глава кемеровского УФСБ Валерий Бодренков?

В начале июля Иркутск облетела сенсация: в городе раскрыта шпионская сеть и это оказался буквально второй выявленный факт бизнес-шпионажа в России. По Иркутску уже много лет ходили разговоры о деятельности «бригады», по заказу бизнесменов из других регионов (в первую очередь Кемеровской области) незаконно прослушивавших переговоры губернаторов (их в Иркутске за последнее время сменилось трое), мэров, руководителей правоохранительных органов, а также конкурентов по бизнесу. Но «накрыть» эту много лет преступавшую закон «бригаду» удалось только сейчас…

Началось всё с того, что в иркутском офисе «Ангарскцемента» (контроль над которым Шарыкин полностью и окончательно утратил лишь в нынешнем году) стали выявляться факты утечки информации. Вскоре нашли и причину – компактное устройство, установленное в зале совещаний, по радиоволне передавало информацию оператору, находящемуся за пределами здания. Подслушивающее устройство изготовлено из картона и замаскировано под товарную этикетку: в ней были элементы питания, микрофон, приемник с передатчиком, сверху была наклеена надпись «стол канцелярский, год выпуска и штрих-код».

1 июля 2010 года председатель совета директоров ОАО «Ангарскцемент», депутат гордумы Иркутска Олег Геевский направил главе ГУВД заявление об обнаружении подслушивающего устройства. Через три дня к факту прослушки добавились перехваты записей, по сигналу на радиоволне был установлен адрес, где находилось приёмное оборудование, определён круг лиц, которые могут быть причастны к организации незаконного разведывательного мероприятия.

Тут о встрече с Олегом Геевским 5 июля попросили две незнакомки 25-32 лет. В кабинете были установлены скрытые видеокамеры: пока одна настойчиво убеждала бизнесмена раскошелиться на поддержку «молодежных инициатив», вторая незаметно прикрепила к нижней части столешницы письменного стола самоклеящееся прослушивающее устройство, практически идентичное первому. Как только наёмные «шпионки» покинули кабинет, их сразу же арестовала милиция. Одновременно был задержан 39-летний водитель, который осуществлял «прикрытие» парочки на улице. Взят с поличным и 47-летний техник-оператор, осуществлявший удалённое прослушивание.

Следственный комитет при Прокуратуре возбудил уголовное дело. Пока по нему задержаны 6 человек (в том числе руководитель «бригады» – 46-летний бывший сотрудник милиции) – все они жители Ангарска, предположительно – бывшие сотрудники незаконной шарыкинской администрации «Ангарскцемента» 2004-2007 годов. У «бригады» изъято большое количество шпионской аппаратуры на десятки миллионов рублей.

Общественная палата Иркутской области на своем заседании осудила такой «способ конкуренции», как установка прослушек, написав обращение к правоохранительным органам с призывом внимательно расследовать это дело и предать гласности его итоги.

Наконец, 22 июля иркутское ГУВД официально сообщило, что «по данному факту СУ СКП РФ по Иркутской области возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 137 УК РФ («нарушение неприкосновенности частной жизни»). Задержанные дали признательные показания. Проводится работа по установлению мест приобретения спецтехники и ее изготовителя».

В связи с этой «бригадой прослушки» стоит напомнить, что первым вице-президентом шарыкинского «Сибирского цемента» является Валерий Бодренков, который еще в 2007 году был ио начальника кемеровского УФСБ, занимаясь как раз безопасностью предприятий области. Бодренков олицетворяет собой то, что принято называть коррупцией: будучи одним из руководителей кемеровского УФСБ он прикрывал все беззаконные действия шарыкинского «Сибцема» по захвату кемеровских предприятий и «приобретению» их исключительно через банкротство. А после этого уволился с госслужбы и вошел в руководство той самой компании, интересы которой лоббировал на высоком государственном посту. Формально Бодренков уволился из кемеровского УФСБ «по собственному желанию», а неформально поговаривали о громком внутреннем скандале с присвоением денег, выделяемых УФСБ на секретных агентов.

В 2007 году у шарыкинца нашли вызрывчатку, а в 2009 году в офисы врагов Шарыкина бросили две гранаты

Именно с именем Бодренкова связывают и нынешнюю прослушку главных конкурентов шарыкинского «Сибцема» – группы «РАТМ», управляющей «Ангарскцементом».

С тем же Бодренковым могут быть связаны и взрывы гранат, которые должны были произойти утром 6 августа 2009 году у «ратмовских» офисов «Ангарскцемента» в Иркутске и Ангарске.

Кстати, еще в октябре 2007 года шарыкинский глава службы безопасности «Ангарскцемента» Андрей Рыдов, открыто признающий, что его нанял на работу «Сибирский цемент», был арестован в связи с обнаружением в его квартире взрывчатки. В апреле 2009 года шарыкинским адвокатам (бывший арестант прямо признает, что у него было три адвоката и все они были наняты «Сибцемом») удалось отмазать Рыдова от «ментовского беспредела»: суд оправдал его в связи с тем, что на взрывном устройстве не было его отпечатков (что вполне логично: взрывчатку в его квартиру могли принести другие шарыкинцы и Рыдов не успел прикоснуться к ней). Не прошло и 4 месяцев после освобождения «шарыкинского взрывника», как на «ратмовском» «Ангарскцементе» прогремел взрыв…

Дело в том, что в июле 2009 года состоялось собрание акционеров, на котором закономерную победу одержал «РАТМ» Эдуарда Тарана (который еще с 2004 года владел контрольным пакетом «Ангарскцемента» в 50,5% акций, но только через 5 лет смог установить контроль над своим предприятием). Не прошло и месяца, как недовольные шарыкинцы нашли как отомстить. В 5 утра 6 августа некий мужчина бросил гранату в «ратмовский» офис «Ангарскцемента» в Иркутске, а 9 августа иркутская милиция возбудила по этому поводу уголовное дело по ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, ношение взрывчатых устройств). Тогда же, 6 августа, обнаружена неразорвавшаяся граната и в офисе «Ангарскцемента» в Ангарске: её, похоже, тоже кто-то метнул в «ратмовский» офис утром, но граната почему-то не взорвалась: по этому поводу ангарская милиция 7 августа 2009 года возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 222 УК РФ. В настоящее время оба уголовных дела расследуются, для чего создана объединенная оперативная группа из ангарских и иркутских милиционеров.

Олег Шарыкин в юности был вором-форточником, а в молодости – в разработке РУБОПа по «отмыванию денег»

Может ли быть такое, что глава солидного цементного холдинга «Сибцем» Олег Шарыкин стоит в настоящее время и за хищением в особо крупном размере, и за взрывам гранат, и за противозаконной прослушкой?

На этот вопрос проще ответить, обратившись к прошлому Олега Шарыкина. И тут оказывается, что проблемы с законом у Шарыкина начались отнюдь не сейчас.

Так, информационное агентство «Росбалт» отмечает, что «Олег Шарыкин по малолетству ещё, в 14-15 лет, проходил по уголовному делу как «малолетний преступник». Ему было предъявлено обвинение как вору-форточнику, обвинение в краже».
Информационное агентство «Новый Регион» дополняет криминальную картину жизни кемеровского цементного олигарха Шарыкина: в начале 1990-х годов (то есть примерно лет в 25) «будущий олигарх находился в плотной разработке Западно-сибирского РУБОПа, как один из участников сразу нескольких сибирских ОПГ. Этот период один из самых темных в биографии Олега Шарыкина и вспоминать о нем он тоже очень не любит. Согласно справке РУБОПа, с 1992 года Шарыкин трудился коммерческим директором ЗАО «Росхимсервис», которое фигурировало во многих громких уголовных делах «диких 90-х». Компания, зарегистрированная в одной из самых известных внутрироссийский оффшорных зон (Республика Алтай,Горно-Алтайск, ул. Урагашева, 13), являлась так называемой криминальной «прокладкой», через которую директора фабрик, шахт и заводов платили «крышующим» их бандитам».

Шарыкина и Бодренкова «крышует» полпред Квашнин?

Но такой беспредел нельзя творить, не имея прикрытия. Раньше таким прикрытием можно было счесть президента щарыкинского «Сибцема» Андрея Муравьева (главу департамента лицензирования кемеровской администрации в 2000-2002 годах и сына заместительши Тулеева в 1997-2002 годах Галины Муравьевой), а также совладельца «Сибцема» Андрея Кирикова (бывший советник Тулеева по правовым вопросам, родная тетя Кирикова работала зампредом Арбитражного суда области).Но в 2008-2009 годах оба они покинули «Сибцем», передав Шарыкину свои пакеты акций «Сибцема». Тулеев же исключил в 2008 году Шарыкина из областной Общественной палаты, а в 2009 года даже подверг Шарыкина резкой критике, обвинив в завышении цен на цемент (3500 рублей за тонну против 2700 рублей на принадлежащем «РАТМ» Эдуарда Тарана «Искитимцементе»), а также обвинил в «невыполнении взятых на себя обязательств» и «проведении своего основного времени на отдыхе вне пределов РФ». Правда, в 2010 году «Сибцем» снова заключил соглашение с администрацией Тулеева (такие же соглашения заключались и в 2004-2008 годах и только 2009 году такого соглашения не было), но осадок, как говорится, остался.

Если Тулеев перестал всерьез покровительствовать Шарыкину, глава кемеровского УФСБ Бодренков официально «легализовался» в «Сибцеме», то кто же сейчас может играть роль «административно-чиновничьей крыши» для сомнительного бизнеса Шарыкина?

Кстати, «Сибцем» поддерживает с сибирским полпредством Анатолия Квашнина очень даже неплохие отношения: тот же самый Бодренков входит в оргкомитет Конкурс журналистского мастерства «Сибирь ПРО», возглавляемого замом Квашнина Любовью Бурда (причем в этот оргкомитет не входят ни один представитель другой цементной компании, кроме «Сибцема»). Это официально.

А неофициально в Кемерово поговаривают, что «Шарыкин создал какой-то специальный Фонд, в котором была жена Квашнин руководителем в Новосибирске и через нее Шарыкин какие-то деньги Квашнину дал», что «для охоты Шарыкин бесплатно предоставлял Квашнину свой вертолет Ми-8, ни с того, ни с сего полпред президента летал на частном вертолете» и так далее, и тому подобное, мол, теперь у Шарыкина «крыша» – это уже не Тулеев, а сам Квашнин!

Нам очень хотелось бы, чтобы эти разговоры не имели под собой почвы, но ведь генерал Квашнин считается куратором всех силовых структур Сибири, а одну из них возглавлял Бодренков, а другие – та же иркутская прокуратура – и сейчас продолжают подыгрывать Шарыкину, не боясь в этом подыгрывании даже нарушать закон, пытаясь незаконно закрыть уголовное дело против «Сибцема». И если Квашнин не коррумпирован Шарыкиным, то куда же смотрит Квашнин, почему допускал и допускает беззаконие, срастание сибирских силовых структур с полукриминальной империей Шарыкина?

Шарыкин нашел выход: он попросил Медведева, Путина и Чемезова «обеспечить его административным ресурсом»!

Впрочем, пока Шарыкин проигрывает. В марте 2010 года «Сибцем» окончательно и полностью проиграл в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа борьбу за «Ангарскцемент» и карьер «Перевал». А в июне 2010 года Шарыкин проиграл в суде и борьбу за отмену уголовного дела против «Сибцема».

Но Шарыкин, как уж на сковородке, и здесь нашел выход. В связи с этими проигрышами в судах он решил обратиться к руководству страны – президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину и главе госкорпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову с предложением о создании цементной госкорпорации, чтобы себя любимого в связи с этим «обеспечить административным ресурсом».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Постановление ГСУ при ГУВД Иркутской области от 11.09.2009 о возбуждении уголовного дела против «Сибирского цемента»:

Решение Ангарского горсуда 21.12.2009 о возобновлении уголовного дела против «Сибирского цемента»:

Решение Ангарского горсуда 04.06.2010 о повторном возобновлении уголовного дела против «Сибирского цемента»