«Алые паруса» — история и современность

«Алые паруса» — история и современность
«Алые паруса» — самый известный в мире праздник выпускников. Он проходит в Санкт-Петербурге в белые ночи, а свою историю ведет с 1968 года
В ночь с 23 на 24 июня в Санкт-Петербурге прошли «Алые паруса» — самый известный праздник выпускников в мире. Посмотреть на то, как под впечатляющее музыкально-пиротехническое шоу по Неве проходит корабль под красными парусами, провожая выпускников во взрослую жизнь, приезжают гости не только со всей России, но и со всего мира. Праздник внесён в реестр мирового событийного туризма и рекомендован к посещению туристами в 20 европейских странах.

Билеты на Алые паруса официально не продаются, попасть на территорию проведения праздника можно только по пригласительным, которые выдают всем выпускникам петербургских школ и медалистам из различных регионов России, а также учителям выпускных классов и сотрудникам депаратментов образования. Но неофициально билет на главное шоу в городе на Неве приобрести все-таки можно — часть выпускников отдает свои билеты по вполне сходной цене. Те же, кто не смог купить билет, собираются на открытой части городских набережных и мостов, чтобы увидеть самый большой салют в Европе. Шоу начинается в наиболее темный период белой ночи, между полуночью и часом, и длится около тридцати минут, в течение которых в небе над невской водой практически не смолкают салюты и фейерверки, а небо и стены Эрмитажа окрашиваются лучами лазерного шоу. Кульминацией праздника является проход корабля под алыми парусами по акватории Невы от Троицкого до Дворцового мостов. Символом праздника в разные годы становились разные корабли, но все они были знамениты и до своего появления под красными парусами в водах Невы.

Свое начало праздник тогда еще ленинградских выпускников берет в далеком 1968 году, когда по инициативе самих ленинградских школьников был организован большой городской выпускной, символом которого решено было назвать «Алые паруса» — корабль из одноименного фильма, вышедшего тогда на советские киноэкраны.

Гулять ночь напролет придумали выпускники нескольких ленинградских школ, которые объдинились, чтобы устроить большой общий праздник, а символом его безоговорочно был признан корабль с алыми парусами из полюбившегося тогда многим фильма по роману Александра Грина.

Год спустя, в 1969 году, праздник был организован уже официально. Тогда для выпускников в городском Дворце пионеров имени Жданова был разработан сценарий праздника, включающий в себя официальную и развлекательную часть. Тогда же впервые после многолетнего перерыва в ночь праздника зажгли огни на Ростральных колоннах, которые теперь тоже являются одним из непременных атрибутов этого дня, точнее ночи. На вошедшем в воды Невы корабле стояла Ассоль – девушка в костюме из фильма, который и дал название празднику,а на Неве в это время в праздничном параде выступало более сотни празднично оформленных катеров и лодок.

В 1969 года роль галиота «Секрет», на мостике которого стояла Ассоль, и который по задумке авторови символизирует парусник с красными парусами на Неве, исполняла шхуна «Ленинград», ранее называвшаяся «Надежда», а еще раньше «Дер Зеетойфель» (нем. Der Seeteufel,, что в переводе означает «Морской чёрт»), принадлежавшая в 1930-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному германскому корсару Первой мировой войны, а позже являлась морской резиденцией Геббельса, Дёница и Гиммлера. Захваченная как трофей после Второй мировой войны шхуна была значительно перестроена прежде чем стала символом ленинградского праздника выпускников.

«Der Seeteufel» стал первым германским кораблём, совершившим кругосветное плавание под флагом с нацистской символикой. Впоследствии, как военный трофей, шхуна была передана Нахимовскому училищу и переименована в «Надежду». В июле 1956 года она отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, с 1958 года числилась как «ПКЗ-134», в том же году была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград»

С 1970 по 1979 годы символом праздника была трехмачтовая шхуна «Кодор», построенная на верфи города Турку в 1951 году. «Кодор» был одним из самых знаменитых кораблей своего времени – полностью деревянное судно прослужило без малого тридцать лет, хотя срок «жизни» таких кораблей, как правило, не превышает двадцати лет, а за свою историю она успела побывать в водах более десятка морей и пройти Атлантический океан.

Потом в истории праздника наступил длительный перерыв. С чем именно он был связан, доподлинно не известно, но в городе жила и живет легенда о том, что проводить «Алые паруса» запретили советские чиновники, посчитав не безопасным массовое скопление молодежи на празднике. В те времена молодежь уже начинала критично относится к советской власти, появлялись массовые диссидентские движения и кружки, а праздник посчитали местом, где подобные собрания могут не только встречаться, но и вести свою пропаганду против тогдашней власти, поэтому полюбившийся ленинградским выпускникам праздник было решено закрыть. Во время правления Горбачева в стране говорили о возрождении «Алых парусов», но заняться этим так и не успели.

В конце девяностых и в самом начале двухтысячных, когда еще не шла речь об официальном возрождении «Алых парусов», в июньские белые ночи, когда традиционно гуляют выпускники, по Неве под красными парусами иногда проходили частные корабли, которые выставляли на свои яхты алый парус в эти ночи по собственному желанию, в знак приветствия питерских выпускников.

В год возрождения праздника под алыми парусами по Неве прошел фрегат «Штандарт» — легендарная копия штандарта Петра Великого. Парусник стоял в городе с 2003 по 2009 годы, а символом «Алых парусов» был с 2005 по 2008 год. Построен он был на частные средства некоммерческой организацией «Проект «Штандарт», и был очень популярен у жителей Петербурга. Посмотреть на него питерцы приходили не только во время праздника «Алые паруса», но и просо во время его стоянок у набережной Невы.

В 2008 году под красными парусами по Неве прошел парусник «Мир», учебный трехмачтовый корабль, построенный на верфи польского Гданьска в 1987 году. «Мир» является самым быстрым парусником на планете, неоднократно побеждавшим в различных регатах.

В 2009 году под алыми парусами по Неве прошла учебная шхуна «Юный балтиец», построенная за тридцать лет до этого для Ленинградского дворца пионеров и школьников, что в Аничковом дворце. За свою историю шхуна неоднократно принимала участие в различных регатах, в том числе и во всемирно известной регате «Катти Сарк».Построенная в 1989 году учебная шхуна стала первым парусником в России, построенным после 1914 года!

С 2010 по 2018 год символом праздника был шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm» — точная копия брига «Gladan» 1857 года, являшегося учебным кораблем и дважды участвовавшего в полярных экспедициях Адольфа Эрика Норденшельда к Шпицбергену и Гренландии. Его копия была построена по тем же самым чертежам, найденным в архивах, по которым некогда создавался оригинал.

С этого года честь пройти по Неве под алыми парусами принадлежит бригу «Россия» с портом приписки Санкт-Петербург. До того, как стать символом «Алых парусов», корабль дважды серьезно менял свою «карьеру». Изначально это был рыболовецкий сейнер американских мормонов с необычным для корабля названием «Молись и трудись», позднее он был переделан в гоночную парусную яхту и стал носить имя «Мерседес». В этом качестве корабль дважды занимал первые места на международных регатах. Для праздника «Алые паруса» будущий бриг «Россия» был приобретен за несколько лет до этого и значительно переделан. Полностью заменена обшивка палубы, специально для праздника сшиты алые паруса площадью 900 квадратных метров. Это самые большие паруса за всю историю праздника, а видно новый корабль-символ праздника со всех набережных города. А фейерверк, под который корабль проходил по Неве, длился 21 минуту 42 секунды и состоял из 50 тысяч залпов.