Вписаться в показатели

Об аварии на «Омском каучуке» Михаила Сутягинского молчат из-за рисков срыва целей по проекту «Чистый воздух»?

В декабре на заводе «Омский каучук» случилась очередная авария, но о ней не сообщили ни власти, ни пресса. Не исключено, что это связано с участием предприятия в проекте «Чистый воздух» и рисками не достичь заявленных в соответствии с ним показателей.

В Минприроды заявили, что завод «Омский каучук», входящий в ГК «Титан», больше всех загрязняет атмосферу в городе своими феноловыми выбросами. На предприятии ежегодно производится 88,99 тонны аммиака и 10,36 тонны фенола – это не самая «чистая» продукция», однако она очень востребована. Фенол применяется в производстве фенолформальдегидных смол, пластмасс, ДСП и предметов мебели, красителей, лекарственных препаратов, средств для защиты растений и не только. Процесс производства сопровождается вредными выбросами в атмосферу, и «Омский каучук» буквально не вылезает из экологических скандалов.

Меньше двух месяцев назад, 25 декабря 2023 года, на предприятии случилась очередная авария, из-за которой пришлось поставить на паузу производство МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир). Это вещество добавляют к моторному топливу как высокооктановую добавку, а также используют в качестве растворителя. О масштабах аварии в открытых источниках никакой информации нет. О последствиях ЧП тоже ничего не известно. В местных СМИ о случившемся ничего не писали, омские власти тоже будто бы не заметили происшествия. Если говорить об экологической повестке, в этот день сообщалось лишь о планах по установке в Омске двух новых постов для контроля за вредными выбросами с городских предприятий в атмосферу.

Но по какой причине авария осталась без внимания чиновников и журналистов? Не исключено, что дело здесь – в недавнем визите на «Омский каучук» главы федерального проекта «Чистый воздух» Максима Королькова. На фоне этого события, возможно, было принято решение не выносить информацию об аварии в медиаполе – ведь руководство предприятия отчиталось перед Корольковым о том, как эффективно работает над снижением выбросов. В частности, представители «Омского каучука» сообщили о начале рекультивации полигона с промышленными отходами, продолжающемся процессе монтажа системы очистки атмосферных выбросов от насосных станций, благодаря которой уровень выбросов снизится в десятки раз, а также об уже осуществленном обновлении производства фенола и ацетона, модернизации аммиачной холодильной установки и реконструкции производства изопропилбензола. Согласно отчету, все эти мероприятия привели к снижению выбросов в несколько раз. Правда, во сколько конкретно – не вполне понятно – в частности, после обновления фенольного цеха выбросы стали то ли в 15 раз меньше норматива, то ли всего в два раза. Максим Корольков также выслушал обещания руководства «Омского каучука» по дальнейшему снижению выбросов и последующей модернизации предприятия, подчеркнув, что за выполнением соответствующих мероприятий должен быть установлен особо тщательный контроль. Нет ли у руководителя проекта каких-либо сомнений относительно способности «Омского каучука» достичь заявленных целей? В любом случае, в контексте приезда Королькова сообщение об очередной аварии едва ли сыграло бы на руку заводу. Скорее всего, к предприятию бы возникли неприятные вопросы на федеральном уровне.

Напомним, чуть больше полугода назад, в июле, завод Михаила Сутягинского обсуждали в рамках заседания правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды – и далеко не в позитивном ключе. Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко усомнилась в том, что «Омский каучук» сможет достичь показателей, которые предусмотрены проектом «Чистый воздух», она поручила омским региональным властям, а также Росприроднадзору и Роспотребнадзору оценить такие риски. В связи с этим предполагалось, что ведомства будут совершать на предприятие профилактические визиты на предприятие, а также осуществлять проверку качества атмосферного воздуха, в том числе, на границах санитарно-защитных зон.

Вопросы возникли не только к «Омскому каучуку»: нежелательное внимание привлекло и предприятие ОАО «ТГК 11». Как считает Абрамченко, есть основания полагать, что они не смогут выполнить задачи, поставленные проектом «Чистый воздух».

«Омский каучук» должен снизить выбросы вредных веществ с предприятия более чем на 260 тонн в год. Предприятие запланировало ряд технических мероприятий, которые позволят достичь такого уровня снижения выбросов, и заложило на эти цели более 1 миллиарда рублей. При этом с 2018 по 2023 год ГК «Титан», которой принадлежит завод, уже инвестировала около 9 миллиардов рублей в модернизацию своих производств. В результате, как указывают в компании, объем выбросов в атмосферу сократился на 2,7 тыс. в год.

В декабре 2023 года заместитель гендиректора по производству АО «ГК “Титан” » Алексей Данилов говорил, что компания строго контролирует степень воздействия на окружающую среду в своей зоне ответственности, а также соблюдает «высокие экологические стандарты». Но так ли это? Если да, то почему и Корольков, и Абрамченко уделяют «Омскому каучуку» повышенное внимание? Догадаться несложно: за предприятиями «Титана» тянется целый шлейф самых разных происшествий, связанных не только с выбросами и загрязнением атмосферы. В отдельных случаях инциденты на производстве не обходились без пострадавших.