Зерновая компания «Настюша» была основана еще в начале 1990-х, а в 2000-х стала основным производителем хлеба в Москве. «Мы продали плащ, видеодвойку и шубу», — так 11 лет назад Игорь Пинкевич в интервью «Ведомостям» повествовал о начале своего бизнеса. Он бывший кадровый офицер Советской армии, уволился в декабре 1991 года.
Пинкевич рассказывал, что не захотел служить людям, развалившим СССР, и, пользуясь возможностью свободного предпринимательства, вместе с женой и сослуживцем занялся бизнесом в Белоруссии — возил в Казахстан белорусский трикотаж, а оттуда зерно, которое успешно продавал в Минске. Через пару лет он стал долларовым миллионером и начал скупать элеваторы.
В начале 2000-х Пинкевич переехал в Москву. Столица встретила приветливо. Он сначала поставлял зерно для комбинатов, а потом скупил их.
Николай Лычёв, главный редактор журнала «Агроинвестор»:
«Пинкевич выкупил не только активы, но и достаточно большие долги предприятий, которые тогда были в состоянии рейдерских корпоративных войн, часто меняли собственников. Вообще в начале 2000-х годов на рынке этих активов в Москве шла достаточно жесткая борьба, я бы сказал, в стиле 90-х. По бизнесовым взаимоотношениям агросектор где-то на семь-восемь лет отстает от остального бизнеса».
В Москве дела пошли в гору, и вскоре «Настюша» заняла около 60% рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Столичные власти к бизнесмену явно благоволили — он решил проблему с поставками зерна в регион.
Оборот компании приближался к миллиарду долларов. Пинкевич решил заняться девелоперским бизнесом и начал строить ЖК на землях московского хлебокомбината. А потом случился кризис, «Настюша» была вся в долгах. Главный кредитор — Россельхозбанк. Всего компания была должна сразу 15 банкам, с 13 учреждениями удалось договориться. Но стройка затормозилась. О причинах неудач рассуждает политолог Сергей Станкевич.
Сергей Станкевич, политолог:
«У компании первоначально были достаточно мощные покровители, и амбициозные планы были связаны в основном с тем, что у компании как раз и были политические покровители. А переоценить свои силы и совершить какие-то управленческие ошибки они смогли, видимо, благодаря тому, что слишком понадеялись, как водится в России, на наличие какой-то политической «крыши».
Сейчас Игоря Пинкевича обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Пострадали тысячи дольщиков. Предприниматель находится в СИЗО, куда попал после инсульта.
После его ареста «Настюша» заявила о рейдерской атаке со стороны бывшего подрядчика ГВСУ «Центр». Компания заодно обратилась к бизнес-омбудсмену. Борис Титов сообщил Business FM, что в сути дела еще не разобрался, но напомнил о курсе властей на то, чтобы по предпринимательским статьям отправляли под домашний арест, а не в тюрьму. В таком случае у дольщиков будет больше шансов получить свои квартиры, объясняет Борис Титов.
Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:
«В данном случае, конечно же, это предпринимательская деятельность, поэтому мы будем помогать Пинкевичу с точки зрения изменения меры пресечения. Нахождение предпринимателя в СИЗО, то есть его увод от активной возможности урегулировать процесс, приводит к потерям не только для него, но и для самих вкладчиков, потому что когда предприниматель в СИЗО, не с кем разговаривать. А возможность найти компромиссное решение — значит иметь его в качестве активного участника процесса».
К достройке ЖК «Царицыно» проявили интерес несколько компаний, в том числе и тот самый бывший подрядчик, которому «Настюша» еще и должна больше 7 млрд рублей.
Источник: https://www.bfm.ru/news/363654
Долги «Настюши» в Казахстане
Вчера московский арбитраж включил задолженность перед Forte Bank в размере около 798 миллионов рублей в реестр требований кредиторов «Настюши».
Как пояснил представитель казахстанского банка, задолженность подтверждена решениями суда в Алма-Ате, долг на сумму около 11 миллионов рублей позднее был признан и российским судом. По словам представителя Forte Bank, зерновая компания как поручитель по кредиту не исполняет обязательства перед банком с 2015 года.
«С 2015 года не поступило ни одной копейки», — сказал он.
Представитель должника просил суд отложить слушания для сверки взаиморасчетов. Ранее он говорил, что основной заемщик по кредиту – ТОО «Трансавто» (одна из «дочек» компании Пинкевича в Казахстане) – погасило задолженность, но доказательств не представил.
Против отложения выступил не только представитель банка, но и участвовавший в заседании представитель СРО арбитражных управляющих. По словам последнего, несмотря на то что в своем отзыве «Настюша» указывает на наличие активов в размере 24 миллиардов рублей, из открытых данных известно, что у компании отрицательный баланс в несколько миллиардов рублей.
«Затягивание с введением наблюдения осложнит исполнение обязательств перед кредиторами», — сказал представитель СРО.
Временным управляющим должника суд утвердил Антона Никеева. Рассмотрение заявлений о вступлении в дело о банкротстве двух других кредиторов «Настюши», в том числе латвийской компании Reverta, долг перед которой оценивается в 52 миллиона долларов, в среду было отложено на 9 октября.
Ранее представитель казахстанского банка пояснил в суде, что «Настюша», казахстанское СП «Трансавто» и еще один солидарный должник — подмосковное ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов» — входят в одну группу лиц, бенефициаром которой является Игорь Пинкевич.
По словам заявителя, их общий долг перед Forte Bank по данному договору займа составляет более 4,5 миллиарда тенге (более 800 миллионов рублей по текущему курсу), из них «просужена» задолженность на сумму около 11,6 миллиона рублей.
Арбитраж Московской области в декабре 2016 года признал и определил привести в исполнение на территории России решение Специализированного межрайонного экономического суда Алма-Аты от 27 февраля 2014 года, которым с «Трансавто», «Настюши» и «Московского комбината хлебопродуктов» в солидарном порядке было взыскано в пользу АО «Альянс Банк» более 68 миллионов тенге (на тот момент — около 12 миллионов рублей).
Источник: https://ria.ru/economy/20170830/1501407203.html