Напомним, что в начале декабря пропрезидентский Объединенный народный фронт составил список 13 самых дорогих автомобилей российских чиновников. Лидером в этом неформальном рейтинге оказался Mercedes-Benz стоимостью 8 млн рублей, заказанный для правительства Сахалинской области. Заказчика не смутил тот факт, что региональный бюджет трещит по швам (запланированный дефицит на 2014 год — 7,5 млрд рублей), и пафосная «тачка» была приобретена несмотря на бурные протесты общественности и запросы ОНФ на имя губернатора Сахалина Александра Хорошавина.
В середине декабря в поле зрения ОНФ попала программа пополнения автопарка федерального Министерства энергетики. Ведомство, контролирующее главную «дойную корову» российского бюджета (топливно-энергетический комплекс) собирается закупить для своих нужд аж 20 престижных автомобилей: шесть авто представительского класса (стоимостью 8 млн рублей) и 14 — бизнес-класса (по 3 млн). Соответствующая информация была размещена на сайте госзакупок. Общая стоимость контракта №0173100008313000240 с учетом оказания автоуслуг центральному аппарату министерства в 2014-2016 годах должна была составить 210 млн рублей.
Аукцион вызвал интерес у ОНФ, тем более, что в Государственной Думе в первом чтении уже принят закон, запрещающий приобретать и арендовать автомобили дороже 3 млн рублей. Документ пока не вступил в силу — ему еще предстоят два чтения, а также утверждения в Совете Федерации и у президента, поэтому формальное право у чиновников министерства энергетики приобретать такие дорогие авто еще есть. Однако моральная сторона этого дела вызывает много вопросов, что отметил недавно член Центрального Штаба ОНФ Александр Богомаз. «Интересно, как руководство министерства отреагирует на то, что творится в их ведомстве», — подчеркнул член ОНФ.
Богомаз направил запрос на имя министра энергетики, где попросил прояснить «нескромность», а также «разъяснить причины такого рода требований» к автомобилям». В запросе говорится, что подобный «порядок установления требований просто противозаконен».
Подобные заказы являются очень крупными для рынка и за их появлением внимательно следят. Источники указывают, что контракт на поставку этой партии автомобилей может достаться ООО «Транс-Люкс» — существующей с лета 2005 года компании, имеющей достаточно широкие связи в верхних эшелонах власти. Ее генеральным директором является Сергей Жигалов, и сейчас она обслуживает Совет Федерации. Кстати, эта же компания занималась и ремонтом в верхней палате российского парламента и, как сообщают источники, рассчитывает на аналогичный контракт с министерством энергетики. Он может оказаться гораздо даже более выгодным, чем закупка авто. Его стоимость оценивается в 3 млрд. рублей.
Само по себе участие этой компании удивления не вызывает – опыт у нее большой. Только вот такие фирмы участие в тендерах понимают всегда очень специфически, предпочитая «решать вопросы» более кулуарно и с использованием административного ресурса. Причем, судя по утечкам информации из министерства, ситуация с закупками находится под личным контролем у министра, поэтому вполне возможно что у владельцев или покровителей компании претендента тоже какие-то «красноярские корни». Вообще бросается в глаза, что требования к закупаемым авто составлены так, что более дешевые машины представительского класса, собираемые в России, под них просто не попадают.
К слову, автопарк Министерства энергетики уже не первый раз попадает в поле зрения антикоррупционных расследований. Чуть больше года назад Минэнерго объявляло тендер на аренду BMW 750 Li xDrive или его эквивалента для самого Александра Новака и планировало потратить 8,24 млн рублей. Максимальная мощность двигателя этого седана должна была составлять не менее 300 «лошадок», за ним должны были быть закреплены не менее четырех постоянных сменных водителей, которые ежедневно должны были проходить медицинский осмотр, иметь навыки вождения в экстремальных условиях и уметь оказывать первую медицинскую помощь в критических ситуациях. Такое ощущение, что речь шла не о чиновнике мирного федерального ведомства, а о каком-нибудь колумбийском наркобароне или ближневосточном диктаторе.
Такие излишества вызывают вопросы хотя бы потому, что правительство пока не может наскрести деньги на выполнение майских указов президента России Владимира Путина и недавно вынуждено было провести довольно значительное сокращение ряда статей федерального бюджета на 2014 год. К слову, при предыдущем министре энергетики — Сергее Шматко — ведомство тоже не обделяло своих сотрудников престижными авто, но не пренебрегало так сильно требованиями государства.