На Западе такие отходы давно уже идут в дело: зола может служить прекрасным компонентом для производства цемента и других стройматериалов. «А чем мы хуже?», — подумала группа российских бизнесменов и купила недостроенный цех крупнопанельных деталей, принадлежавший обанкротившемуся ОАО «Южуралэнергострой». Строительство его на участке, примыкающему к площадке Троицкой ГРЭС, началось еще в советские времена, да так и не окончилось. С той поры остались несколько корпусов разной степени завершенности, а также различные коммуникации – хозяйственный и противопожарный водопроводы, бытовая и производственная канализация, теплотрасса с общей протяженностью больше семи километров. Предприниматели планировали построить здесь завод, использующий для производства все ту же золу. Осуществись этот план, хорошо было бы всем: ГРЭС не только стала бы меньше платить Казахстану за утилизацию отходов, но и начала получать за свою золу неплохие деньги, ну а собственники – компании «ТерраФинанс» и «ТриалИнвест» — были бы обеспечены сырьем на долгие годы вперед.
Увы, как пишет информационное агентство «Московский монитор», идиллия не сложилась. Станция положила глаз на площадку бывшего стройкомбината, твердо вознамерившись построить здесь очередной угольный склад. Как правило, в таком случае имущество просто выкупается у владельцев, но ОАО «ОГК-2», в состав которой входит ГРЭС, была выше этого. Не приняв во внимание явную обремененность земельного участка правами третьих лиц, энергетики приступили к сносу корпусов.
Несмотря на то, что права собственности на имущество у бизнесменов были подтверждены судами в многочисленных инстанциях – вплоть до Высшего Арбитражного суда – обращение в органы внутренних дел и прокуратуру с просьбой предотвратить разрушение цеха и коммуникаций результата не принесло. Строительные работы были остановлены лишь в сентябре 2010 года по решению Арбитражного суда Челябинской области. К сожалению, к этому времени подрядчики ОГК-2 успели полностью разобрать один из корпусов и вывезти все стройматериалы в неизвестном направлении.
Следующая попытка сравнять цех крупнопанельных деталей с землей была предпринята весной 2011 года. В этот раз жертвой пали подземные коммуникации – трубы водопровода и канализации были прилюдно выкопаны из земли и похищены. Строителей не смутила даже фотосъемка, которую вела противоположная сторона. 19 мая 2011 года факт проведения работ по демонтажу инженерных сетей, принадлежащих предпринимателям, был зафиксирован представителями Центра технической инвентаризации города Троицка.
Удивительно, но и в этот раз ни полиция, ни прокуратура не находят ничего предосудительного в уничтожении чужого имущества. 3 июня 2011 года ОВД по Троицкому городскому округу выносит постановление об отказе возбуждения уголовного дела в связи с тем, что на момент осмотра котлована в нем не обнаруживается инженерных систем, за исключением трубы дождевой канализации. Естественно – ведь к этому времени остальные коммуникации уже демонтированы! Что касается свидетельских показаний и фотоматериалов, фиксирующих процесс уничтожения трубопроводов, то они так и остаются невостребованными органами правопорядка.
Демонтажные работы останавливаются только после направления очередных исков в Арбитражный суд. Строительная техника выводится с площадки, а вырытый котлован засыпается, скрывая куски развороченных коммуникаций. Затишье длится недолго – в октябре вакханалия возобновляется. На этот раз, работая круглосуточно, подрядчикам энергокомпании удается выкопать значительную часть труб. Собственник лишается 535 метров канализации, 460 метров водопровода и 410 метров противопожарного водопровода. При демонтаже дождевой канализации повреждается главный корпус цеха крупнопанельных деталей, общий ущерб, подсчитанный с помощью независимых экспертов, составляет более четырех миллионов рублей.
Конечно, для ОГК-2, ведущей счет на миллиарды, эта сумма наверняка выглядит незначительной. Да и планы по строительству новых блоков электростанции для компании явно приоритетней чужой собственности. Однако стоит ли этим прикрываться? Ведь логичней сооружать склад на свободном участке.
А вот для предпринимателей, отнюдь не относящихся к монополистам, потери ощутимы. Как известно, ломать – не строить. Восстановление коммуникаций обойдется намного дороже, да и ясно уже, что при таком раскладе ГРЭС не поступится ни горстью своей золы. Значит, и на планах по созданию завода можно ставить крест. Понятно, что жизнь – не сказка, и очередная жалоба, направленная в ОВД «троицкими золушками», вряд ли закончится появлением принца с хрустальной туфелькой. Но если говорить серьезно, неужели никого не волнует, что в стране, взявшей курс на поддержку предпринимательства и охрану частной собственности, так плохо действуют реальные, а не сказочные законы?