Как пишут «Ведомости», государство, которое пять лет боролось за этот актив, решило продать пакет. Готовая схема есть у «Фосагро»: холдинг предлагает обменять пакет «Апатита» на собственные акции. Однако стоит учитывать не только желание «Фосагро», но и позицию властей. А также, других заинтересованных сторон, в частности, небезызвестного бизнесмена Сулеймана Керимова.
Пять лет Росимущество пыталось вернуть в госсобственность 26,7% обыкновенных акций «Апатита» (20% в капитале): с изучения вопроса приватизации этого пакета и началось дело ЮКОСа в 2003 году. До начала 2005 года 50% акций холдинга принадлежало аффилированной с «ЮКОСом» Group Menatep. В ходе распродажи активов Group Menatep этот пакет был продан менеджменту «Фосагро». В ходе «дела ЮКОСа» к ОАО «Апатит» были предъявлены серьезные налоговые претензии, но после личного обращения владельца «Фосагро» сенатора Андрея Гурьева к тогдашнему председателю правительства России Михаилу Фрадкову в октябре 2005 счета «Апатита» были разблокированы, а рассмотрение дела затянулось на неопределённый срок.
Получить свою долю через суд государству удалось только в 2008 году. А теперь госпакет «Апатита» может быть продан. Предложение включить его в программу приватизации на 2011-2013 гг. было одобрено на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 3 сентября. Копия протокола имеется в распоряжении газеты «Ведомости».
Предложил включить пакет «Апатита» в план первый вице-премьер Игорь Шувалов, говорит один из участников совещания. По его словам, пока не ясно, как именно будет продан пакет: это предстоит обсудить. Основной акционер «Апатита» — холдинг «Фосагро» решил быстро подсуетиться и предложить свой сценарий приватизации госпакета. Гендиректор «Фосагро» Максим Волков предложил премьеру Владимиру Путину обменять принадлежащие государству 20% акций «Апатита» на долю в «Фосагро». Государство получит в холдинге адекватный по стоимости пакет, а в «Апатите» сохранит за собой «право золотой акции», обещал Волков. Это лишь один из возможных способов приватизации, подчеркивает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. По приблизительным оценкам, на госдолю в «Апатите» можно получить 10-15% «Фосагро», считает аналитик Анна Куприянова.
Впрочем, наиболее вероятный вариант развития событий — это продажа 20%-ного пакета стратегическому инвестору. Как утверждают, такой инвестор уже найден. Им готов выступить известный бизнесмен сенатор Сулейман Керимов, который в последнее время «породнился» с отраслью минеральных удобрений, приобретя пакет акций в «Уралкалии». По словам экспертов рынка, Керимов на данный момент планирует объединение «Уралкалия» и «Сильвинита», ведь до приватизации они были единым целым. Объединенная компания при таком раскладе станет номером один в мире, сосредоточив 30% мировых запасов и почти 20% производства калийных удобрений. «Эта сделка станет самой крупной не только на российском рынке в своем секторе, но и в мире», — сообщил инвестбанкир, пожелавший сохранить анонимность.
Однако, на этом амбиции Керимова не заканчиваются. Как пишут СМИ, бизнесмен уже приценивается к госдоле в «Апатите». Подобную информацию, не вдаваясь в детали, подтверждает и источник, близкий к акционерам «Апатита». «Апатит» — один из крупнейших в мире производителей апатитового концентрата, и он прекрасно вольется в новую структуру собственности Керимова.
Впрочем, для Керимова покупка 20% акций «Апатита» — это лишь первый шаг. «Зная его аппетиты и свойственный ему масштаб деятельности, сложно поверить, что он удовлетворится 20%-ным пакетом в «Апатите», — говорят эксперты, — На самом деле, Керимов обратил свой взор на головную компанию — холдинг «Фосагро».
Следующим шагом для Керимова может стать скупка акций «Апатита» у других миноритарных акционеров («Нордик рус холдинг», «Аммофос» и др.) и доведение пакета до размера, близкого к контрольному. О том, как быстро и эффективно может Керимов убеждать акционеров продать акции свидетельствуют недавние сделки с акциями «Уралкалия» и «Сильвинита». После этого последует требование о переизбрании Совета директоров, ревизия финансово-хозяйственной деятельности, активное участие в управлении обществом, переориентация финансовых потоков и т.д.
Как только собственник «Фосагро» поймет, что из состава холдинга уплывает самый главный актив, приносящий две трети прибыли для всей группы, для него станет вопрос: продавать оставшиеся акции «Апатита» или весь холдинг? Ответ очевиден: все вместе выйдет дороже.
Для члена Совета Федерации Андрея Гурьева, пока что собственника «Фосагро», ничего не может быть хуже, чем этот сценарий развития событий. Противопоставить Керимову Гурьеву совершенно нечего — не тот лоббистский и финансовый ресурсы, разные уровни влияния. Если Керимов действительно захочет приобрести «Фосагро», то Гурьеву останется только попрощаться с компанией и отдать ее без сопротивления.