Предлагаю взглянуть подробнее на самого Владимира Евтушенкова, на мифического “отечественного производителя”, а также на то, каким нелепым и некомпетентным может быть разговор двух людей в за правительственным столом, и к каким пагубным это может привести последствиям.
Кто такой Евтушенков?
Сосредоточьтесь. Это муж сестры жены Лужкова.
По совместительству долларовый мультимиллиардер. Конечно же, это сущее совпадение, что у этого миллиардера родственные связи с самой богатой женщиной в стране – женой мэра Москвы Лужкова. Это примерно такое же совпадение, как ставшие долларовыми миллиардерами бывшие спарринг-партнеры Путина по дзюдо (братья Ротенберги, вошедшие в сотню самых богатых людей России по версии Forbes). В общем случае, это случайность вроде той, что все соседи Путина по созданному в 1997 году дачному кооперативу “Озеро” добились впечатляющих успехов (Фурсенко – министр образования, Якунин – президент РЖД, прочие – владельцы банков).
Еще у Евтушенкова есть дети. Удивительно, каких успехов в России могут добиваться молодые люди, поистине, Россия – страна возможностей. Сын – президент подразделения строительной компании, основным владельцем которой является государственный банк ВТБ (51 процент акций). Дочь – вице-президент МТС по инвестициям и ценным бумагам. Вы же понимаете, что все это никак не связано с тем, что Евтушенков владеет 64,18 процента акций АФК “Система”, которой принадлежит 52,8 процента акций МТС, и никак не связано с тем, что 27,6 процентов ценных бумаг строительной компании, в которой работает сын, тоже принадлежит АФК “Система”, все эти совпадения абсолютно случайны.
Как вы уже поняли, Евтушенкову принадлежит значительная часть МТС. Не любите, когда этот оператор втихаря подключает вам платные услуги? Мошенники воруют у вас деньги через смс? Теперь вы знаете, кто именно на этом больше всего зарабатывает. Но этому человеку мало, очень мало, поэтому ему надо больше, намного больше.
Мифический отечественный производитель
Помимо всего прочего, Евтушенков владеет через “Систему” концерном “Ситроникс”. Это яркий пример наших высоких технологий, активно поддерживаемых правительством, а также свидетельство тому, что получается из этого симбиоза.
Финансовые показатели:
Год | Чистый убыток |
2007 | $233,9 млн (источник) |
2008 | $53.9 млн (источник) |
2009 | $119,1 млн (источник) |
Итого: минус примерно 400 миллионов долларов за три года.
С другой стороны, наше государство активно поддерживает “отечественного производителя” “инновационной” продукции. Поэтому в 2007 году оно вложило 1,12 миллиардов долларов в строительство новой фабрики по производству микросхем, в которой 51 процент акций получил «Ситроникс».
Правда, управление компанией шло столь успешно, что сначала было свернуто производство мелкой бытовой техники, компьютеров, автомагнитол, а в октябре 2008 года — выпуск бытовой техники под брендом “Sitronics”. После сдутия финансового пузыря на фоне мирового кризиса капитализация компании на июнь 2009 года составила всего лишь 115 миллионов долларов (привет от вложенного миллиарда долларов от государства). Но это не помешало компании уже в следующем месяце — июле 2009 года — получить от “Роснано” 230 миллионов долларов на новый проект. Вы же понимаете, что долларовый мультимиллиардер Евтушенков, один из богатейших людей России, своими деньгами в таких проектах рисковать не готов. Еще чего. Лучше построить себе очередной завод, получив деньги от государства, то есть от нас с вами. А мы все (как общество) от этих инвестиций, якобы, должны остаться в большом плюсе, ведь в нашей стране развиваются “инновации”, столь необходимые нашей экономике.
Как вы уже догадались, «Ситроникс» – весьма “успешная” инновационная компания. Ее основное отличие от зарубежных аналогов в том, что иностранные компании зарабатывают деньги, изобретая что-нибудь новое, а у наша, “отечественная” из года в год уходит в глубокий минус, получая миллиарды долларов от государства.
Теперь, что касается “отечественности”. Как вы понимаете, “отечественный производитель” провел размещение своих акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже (хотя, справедливости ради заметим, что “Ситроникс” представлен и на РТС тоже). Зато исключительно на Лондонской фондовой бирже торгуется “отечественная” АФК “Система”, не говоря уже о том, через какие оффшоры контролируются те или иные пакеты акций самой “Системы” или принадлежащих ей компаний.
Выход из удручающей финансовой ситуации для “Ситроникса” был найден элементарно – Путин и ГЛОНАСС. Ведь можно просто прийти к Путину и попросить его запретить ввозить мобильные телефоны, если у них не будет чипа ГЛОНАСС, который, как раз кстати, разрабатывается “Ситрониксом”. А еще есть и ноутбуки, и нетбуки, и портативные приставки, и планшеты, и навигаторы… Настоящая золотая жила.
За последние 3 года государство вложило в эту компанию около 1,35 миллиардов долларов, а взамен нам теперь предлагается запретить ввоз в Россию всевозможной современной техники, под предлогом защиты этой же самой компании от банкротства!
В.П.Евтушенков: Я считаю, что в 2010 году мы будем иметь абсолютно точно опытные партии, опытные образцы. Нами проведены беседы практически со всеми поставщиками подобной аппаратуры, такими как Nokia, Siemens, Motorola. Они понимают прекрасно, что мы все равно закроем рынок для аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС.
Интересно оценить роль неких “мы”. Как видно, Евтушенков для себя уже давно все решил, что и когда он закроет для россиян. Надо лишь дождаться, когда его компания доделает чип и будет штамповать его на заводе, построенном на наши же деньги. Вот тогда он сможет стать еще намного, намного богаче.
Особенно радуют проведенные переговоры с производителями мобильных телефонов. О чем можно было говорить с Siemens, если эта компания уже несколько лет, как полностью свернула производство мобильников? Радует и Motorola, чья доля на российском рынке смехотворна, зато про телефоны Samsung (более 30 процентов отечественного рынка), а также LG, Sony Erricson, Apple, видимо, предлагается просто забыть.
В.В.Путин: Хорошо, что наши партнеры понимают, что мы, защищая свои национальные интересы, будем продвигать на наш рынок собственный продукт.
Про ГЛОНАСС и национальные интересы
Под национальными интересами, по всей видимости, понимается компания “Ситроникс”, так как никаких других интересов в данном случае нет.
Отечественная система спутниковой навигации ГЛОНАСС – это чудо советской инженерной мысли, была разработана еще более 30 лет назад и полностью развернута к 1995 году, всего на год отстав от американской GPS. За годы недофинансирования она пришла в упадок, но недавно ее решили восстановить до рабочего состояния. Это действительно необходимая вещь для военных, так как им нужна собственная навигация, потому как США могут отключить GPS по желанию в любом выбранном регионе. А навигация нужна в ракетах, снарядах, танках и прочем вооружении, но для этих целей достаточно и чипов размером хоть с кулак – это ничего не меняет, да и дешевле. Текущего состояния ГЛОНАСС (в случае выхода на орбиту всех спутников) вполне достаточно для полноценного использования в военных целях.
Другое дело – потребительская навигация. Надо понимать, что никакой прибыли ГЛОНАСС не может принести в принципе, потому что сигналы от спутников, позволяющие определить свое местоположение, подаются совершенно бесплатно, что от GPS, что от ГЛОНАСС, что от будущей европейской системы Galileo. Говорить о продвижении какого-либо “национального” продукта бессмысленно, если только не брать в расчет престиж “Великой державы”, без упоминания которого у Путина начинается ломка. Но эти великодержавные понты вновь предлагается оплачивать за наш счет. Даже если весь мир заменит GPS на ГЛОНАСС, наша страна не заработает на этом ни копейки.
Итого
К чему это все приведет, если этот запрет будет вскоре введен? Очевидно, что ни к чему хорошему.
Мировые производители компьютерной техники по большей части плевать хотели на российский рынок, он мелок даже по американским меркам, не говоря уже о мировом масштабе. Если сегодня iPhone официально приходит в Россию с годичным и более опозданием (а появление того же iPad до сих пор даже не анонсировано), то после введения таких запретов многие устройства не будут поставляться в Россию в принципе. Компании вроде Apple никогда не станут завязывать свое производство на чипы от некой “отечественной” компании “Ситроникс”, так как рискуют тем самым обрести значительное количество геморроя, а то и сорвать мировые поставки. Не факт, что качество чипов вообще подойдет для многих топовых продуктов, учитывая требования по размерам и энергопотреблению.
Поражает и факт решения “запретить” импорт, а не ввести хотя бы пошлины. Некоторые вендоры станут вырезат чип GPS и экспортировать в Россию кастрированные телефоны. Нет никаких сомнений в том, что телефоны с ГЛОНАССом окажутся значительно дороже зарубежных аналогов с GPS. Очевидно также, что полноценные устройства и различные новинки будут ввозить в Россию в любом случае, но уже серым импортом. Таможня, редко заслуживающая похвалы, будет еще сильнее разлагаться от взяток, а цена на контрабандную продукцию будет просто зашкаливать.
Вот такое замечательное будущее на днях обговорили Путин с Евтушенковым.
Как надо было бы сделать
Если бы кто-нибудь в правительстве (хотя бы Путин лично) думал в первую очередь о своих гражданах, и хоть в какой-то мере представлял интересы простых людей, а не олигархов, то можно все было бы сделать по уму.
Например, держать на устройства с GPS пошлины минимального размера (3-5 процентов), а доходы от этих пошлин направлять на субсидирование тех устройств, которые используют произведенные в России чипы, причем не обязательно только ГЛОНАСС, это могли бы быть и другие части технической начинки. Таким образом цены не только бы не росли от нелепых запретов, а наоборот, тянулись бы вниз благодаря субсидируемой продукции, имеющей локализацию производства в России. Небольшой пошлины на ввоз электроники вполне хватило бы на то, чтобы значительно снизить или даже полностью освободить от различных налогов производителей высокотехнологичной продукции. К слову, аналогично нужно было бы поступить и с автомобильным рынком (использовать небольшие пошлины от ввоза на субсидии местным производителям, а не издеваться огромными пошлинами, приводя к 50-процентному сокращению автомобильного рынка в России и 99-процентному падению импорта подержанных иномарок на Дальнем Востоке). Но кого сегодня в правительстве интересуют разумные подходы?
Источник