С другой стороны, как раз в кризис и в период, наступающий после прохождения его острой фазы, сложно понять, что покупаешь: банк, еще способный работать (при условии вливаний в капитал), или пустую оболочку, единственный плюс которой – наличие лицензии на осуществление банковской деятельности.
Но иногда нужна именно пустая оболочка, прежнее «содержимое» которой никуда не годится.
Возможно, именно к числу последних, мягко говоря, неоднозначных приобретений относится банк «Максвелл». СМИ сообщали, что его владельцем стал в начале 2009 года бизнесмен Артур Перепелкин. На самом деле, сделка еще не завершена: сам Перепелкин в своем блоге признался, что завершение сделки планируется только на осень. Что же касается «владельца», то тут тоже не все гладко: в том же блоге Перепелкин уточнил, что собирается стать не единоличным владельцем банка, а лишь участником некоего партнерства.
Однако даже в таком виде сделка, возможно, не состоится. Дело в том, что для г-на Перепелкина это первый опыт соприкосновения с банковской сферой: до этого он был известен как «водочный король», поскольку ранее являлся совладельцем «Русской винно-водочной компании», в свою очередь владеющей марками «Флагман» и «Бастион». Теперь он решил принять участие в «перетряхивании оболочки», наполнении ее новым содержанием. Помимо радужных планов по созданию на базе «Максвелл Банка» некоего «банка будущего», Перепелкин открыто озвучил свое отношение к прежнему «Максвеллу»: мол, «новый» «Максвелл Банк» не имеет никакого отношения, кроме совпадения названий к своим печально известным «бывшим родственникам».
Напомним, эти «родственники» часто становились причиной громких скандалов: УК «Максвелл Эссет Менеджмент» и инвесткомпания «Максвелл Капитал», входившие вместе с Банком «Максвелл» в состав финансового холдинга «Максвелл Капитал Групп», регулярно затевали на фондовом рынке спекулятивные игры. ПИФы, находящиеся под управлением УК «Максвелл Эссет Менеджмент», обесценились в конце 2008 — начале 2009 годов куда сильнее, чем аналогичные инструменты, находящиеся под управлением других компаний. Потери вкладчиков составили сотни миллионов рублей. Возможно, именно история с ПИФами стала причиной того, что глава холдинга Дмитрий Кирпиченко скрылся из России в неизвестном направлении… Впрочем, судя по некоторым признакам, он продолжает держать руку на пульсе.
«Тень» от скандалов легла и на «Максвелл Банк». Это неудивительно, если учесть, что до кризиса он занимался обслуживанием счетов пайщиков родственной управляющей компании. Но дело не только в этом. По специализированным Интернет-форумам настойчиво ползут слухи о том, что в банке обнаружены некие серьезные нарушения, что имеет место многомиллионная недостача, что банк может в ближайшее время лишиться лицензии… В этом случае не будет и той «оболочки», ради которой затевался весь сыр-бор.
Возможно, именно поверхностное знакомство г-на Перепелкина с банковским рынком предопределило то, что его выбор пал на банк, занимавший всего 893-е место по размеру активов во всевозможных рейтингах. И, что еще важнее, на банк, не пользовавшийся хорошей репутацией на российском финансовом рынке.
Но даже если признать, что Перепелкина «развели», всучив негодный актив, следует помнить: в целом он вовсе не глуп. И если брэнд «Максвелл» в деловом сообществе пользуется сомнительной репутацией, то перво-наперво необходимо «сменить вывеску», произвести ребрендинг. Почему же Перепелкин этого не делает, а лишь оправдывается: это не тот «Максвелл», а другой?
Явно не по глупости. Кампания в СМИ, посвященная «покупке» банка Перепелкиным, как уже отмечено, не вполне правдива. Имя и репутация Перепелкина используются для придания сделке «солидного» статуса — а между тем, сделка не завершена и участие в ней Перепелкина, очевидно, сводится по большей части к «работе лицом». Работать «руками» партнеры Перепелкину не дают. Он не может не то что развернуться — но даже пошевелиться, отказаться от невыгодного названия для «банка будущего».
Теперь возникает резонный вопрос: а почему партнеры так держатся за это название? Да и кто эти партнеры на самом деле? Ответ на оба эти вопроса может быть только один: партнерами Перепелкина по «Максвелл Банку», причем старшими, являются старые владельцы банка, руководители «Максвелл Капитал Групп» во главе с тем самым Кирпиченко!
Сюда можно добавить, что на сайте «Максвелл Банка» в разделе «Список лиц, оказывающих (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка» г-н Перепелкин не упоминается. В соответствии со справкой портала «Банки.ру», на начало марта 2010 года основными владельцами банка числились Дмитрий Кирпиченко (79,67% акций) и бывший управляющий директор компании «Юникредит Атон», нынешний председатель правления «Максвелла» Валерий Толкачев (19,85%). Примерно в то же время, как утверждается в справке – то есть, в начале марта 2010 года — в число основных владельцев банка вошел известный предприниматель Артур Перепелкин, экс-владелец «Русской вино-водочной компании» (РВВК) и пока еще владелец Марийского НПЗ. Но повторимся – на сайте «Максвелла» этот факт пока не зафиксирован. А, соответственно, невозможно понять, сколько акций все-таки приходится на долю Перепелкина. Скорее, немного. Если Перепелкин и стал акционером, то, по-видимому, миноритарным. Непонятно, в таком случае, как он собирается претворять в жизнь свои «наполеоновские планы» по изменению стратегии и тактики «Максвелла».
Возможно даже, Перепелкина вообще «отодвинут», предварительно «выжав» из него капитал — если не финансовый, то репутационный.
Во всей этой ситуации г-на Перепелкина можно только пожалеть. Ему невыгодно продолжать сотрудничество, но, видимо, что-то мешает ему разорвать отношения сразу. Наверное, он рассчитывает уговорить партнеров на карт-бланш. Правда, учитывая известные в деловом мире подходы этих партнеров, карт-бланш он получит едва ли.
И, опять же, представляя себе «деловой стиль» Кирпиченко, сложно предположить, что в «Максвелл Банке» что-то изменится к лучшему. Скорее, наоборот: банк останется без лицензии. И чем скорее, тем выгоднее для г-на Перепелкина. Если это случится до завершения сделки, то он сможет забыть о «Максвелле» как о страшном сне. А если уже после завершения — то коллеги при упоминании его имени начнут нехорошо ухмыляться. Как ухмыляются при упоминании брэнда «Максвелл».