Российские солдаты стали религиозными и суеверными

Учитывая тот факт, что соотношение этносов в российской армии изменилось*, исследования специалистов МГУ показывают, что ответы некоторой части респондентов могли быть мотивированы политически и не отражают личных взглядов. Подобные результаты напоминают зеркальное отражение ситуации с религией в советской армии.

Тем не менее, исследование, некоторые результаты которого обсуждались десять дней назад в ходе круглого стола «Духовно-нравственные ценности современного российского общества», дает достаточно детальную картину того, во что верят (или чувствуют, что должны декларировать) российские солдаты.

В своем докладе социолог Евгений Дубограй отметил, что поводом для исследования послужила третья годовщина восстановления в армии института священнослужителей. В ходе исследования было опрошено 599 военнослужащих различных званий. По итогам работы исследователи пришли к шести основным выводам.

Первый – три четверти военнослужащих полагают себя в той или иной степени верующими. 85 процентов считают себя православными и 9 процентов придерживаются ислама. Второй – в последние годы число верующих в армии растет, а число военнослужащих, не придерживающихся каких-либо религиозных взглядов, падает. При этом соотношение религиозных конфессий остается стабильным. Третий – рост религиозности сопровождается также ростом различных суеверий. Четвертый – религиозное сознание солдат характеризуется низким уровнем знаний о своей религии. Среди религиозных мотивов преобладают альтруистические. Пятый – те, кто называет себя верующими, никак не участвуют в религиозной жизни. Шестое – религиозные чувства большинства солдат никак не ущемляются во время службы, хотя десять процентов опрошенных заявили, что им известны подобные случаи.

Помимо основных выводов, исследователи также отметили множество любопытных деталей. Так 57 процентов ответили, что они «скорее верующие, чем нет». Лишь 18 процентов заявили, что «твердо верят в бога и пытаются соблюдать все догматы своей веры». Их число лишь немногим больше тех, кто считает себя атеистами или «скорее не верующими, чем верующими».

В своей статье, размещенной на сайте «Русская народная линия» Дубограй приводит график, показывающий изменения в религиозных взглядах российских военных на протяжении последних двадцати лет. В 1992 году 40 процентов являлись неверующими, 25 – верующими. К 2000 году это соотношение составляло 30 и 26 процентов и к 2010 75 и 13 процентов соответственно.

Интересным обстоятельством является высокая подверженность солдат суевериям (или, по крайней мере, они готовы это признать). В 2009 году лишь 10 процентов опрошенных заявили, что суеверны. В 2010 году таких оказалось уже 17 процентов. Эти настроения нашли отражение в религиозных практиках солдат. Множество военнослужащих носят кресты или различные амулеты, но большинство не молиться регулярно и имеет крайне приблизительные представления о ритуалах, обрядах и требованиях своей религии.

Однако главный вывод, о котором Дубограй не говорит, заключается в том, что увеличение числа верующих в российской армии является последствием социального конформизма, а не реального роста религиозности.

Источник: Paul Globe/Window on Eurasia: Religious Mix in Russian Army Hasn’t Changed Over Last Decade, Moscow Study Concludes

* — В исследовании Сергея Белановского и Светланы Марзеевой «Дедовщина в советской армии», проведенном в 1988 году указывалась тенденция роста доли мусульманских народов в армии. По прогнозам авторов к 2000 году доля мусульман в рядах вооруженных сил могла достичь 50 процентов. Очевидно, развал СССР серьезно замедлил этот процесс – прим. InterRight