Алтайская полиция спасает бизнес от коллекторов Грефа

Много копий сломано вокруг вопроса инвестиций в российскую экономику. Гора сломанных копий есть, а инвестиций все нет и нет. Одна из причин – отсутствие нацеленности на реальную поддержку со стороны банкиров, которые обслуживают скорей свои регламенты и аудиторов ЦБ, а не бизнес. Ярким примером тому стала трагедия алтайских бизнесменов Бориса и Алексея Заякина. Они были лидерами сибирского рынка продаж строительных материалов. В Барнауле им принадлежал торгово-выставочный комплекс «Республика», активно развивалась заякинская сеть строительных магазинов «Формула М2». Дела пошли хуже после активной экспансии DIY-ритейла «Леруа Мерлен», который пользовался мощной финансовой поддержкой и уничтожал конкурентов демпингом. Ситуацию Заякиных дополнительно усугубил экономический кризис, и они оказались в долговой ловушке у Сбербанка. В залоге у банкиров были товары в обороте на 300 миллионов, ТВК Республика и личное имущество Заякиных, которые выступали поручителями.

Чем должен руководствоваться банкир в такой ситуации? Речь идет о теоретическом банкире, который с серьёзным лицом относится к бесконечным бла-бла-бла чиновников про инвестиционный климат. Он попробует сохранить клиента, поддержать его в трудной ситуации, ведь бизнес – работающий, заемщик – не мошенник, а трудности вполне объективные. Но Сбербанк не таков. Рота дорогих юристов бросилась остервенело рвать бизнес братьев Заякиных, которые судорожно пытаются сохранить региональную сеть. Именно так, вместо поддержки клиента в трудную минуту банкиры тратят миллионы рублей на зарплаты людей, которые уничтожают бизнес некогда оного из лучших клиентов!

Отметим, что «Леруа Мерлен» кормит иностранцев, а вот Заякины позволяли зарабатывать местному бизнесу. Но это всё лирика для Сбербанка, который не только занял агрессивную позицию в деле о банкротстве, но и завалил местную полицию заявлениями о возбуждении уголовных дел. В частности, банкиры заставили Заякиных оформить абсурдный залог в виде товара на 300 миллионов. Трудно сказать, какой сверхразум придумал такую форму залога, ведь товар для того и приобретен, чтобы быть проданным. Заякины его и продали, теперь Сбербанк разводит руками и заваливает полицию жалобами с требованием возбудить в отношении Заякиных уголовные дела. Лишь здравый смысл барнаульских полицейских, активная позиция Заякиных и их партнёра Александра Чепкасова, который пользуется авторитетом в МВД и ему удается достучаться до разума полицейских одному ему ведомыми способами. Вместо вложений в бизнес Заякиным и Чепкасову приходится годами вкладываться в защиту от претензий кредиторов, а ведь всё это время могли бы зарабатывать и банкиры, и бизнесмены, а не полицейские. Стараниями Чепкасова им пока удаётся не увидеть хищения стройматериалов на 300 миллионов рублей, ведь именно так расценивает Сбербанк действия Заякиных.

Но круговерть абсурда и самоуничтожения уже не остановить: на слом защиты Сбербанк призвал федеральную артиллерию в лице Андрея Лугового, который хоть ещё не угостил Заякиных фирменным чаем, но уже накатал депутатские запросы с требованием третировать полицию и забрать у них материалы проверки. Еще немного и последний оплот здравого смысла в лице барнаульской полиции рухнет, его не удержит авторитет Чепкасова и добрая репутация Заякиных. Алтайский край лишится крупнейшего налогоплательщика и работодателя на счастье московских банкиров и французских сети, которая вроде как планирует занять ТВК «Республика».

Как это вяжется с дискурсом про поддержку бизнеса? Сколько желающих открыть бизнес в России передумают, смотря на мытарства Заякиных? Зачем из порядочных и известных в Сибири людей лепят мошенников? Это риторические вопросы, на которые есть один универсальный ответ – не ведите в России бизнес, никогда.