О том, как роботы оставят нас без работы и удешевят нашу жизнь

Страх перед роботами отравляет жизнь уже не одного поколения. На заглавном фото — обложки двух американских журналов с разницей в 60+лет. Так и хочется сказать: а воз и ныне там. Но не получится. Потому что за прошедшие годы роботизация вытеснила сотни тысяч людей с их насиженных рабочих мест.

Притом что электронная начинка у тех роботов была намного менее совершенной, чем сейчас…

Хорошо известны апокалипсические прогноз­ы на предстоящие 20-30 лет. Согласно им, по всему миру свои рабочие места потеряют десятки миллионов человек. Их работу возьмут на себя роботы — быстрее, качественнее, дешевле.

Разумеется, у этой медали есть и оборотная сторона. Повышение производительности труда и сокращение издержек производства открывает магистральный путь к снижению цен. Слабым аналогом может выступать, например, перенос целого ряда промышленных отраслей в Китай, где рабочая сила была дешевле, а капитальные затраты ниже. Это, например, почти убило лёгкую промышленность в таких странах-середняках, как Россия, которые оказались неспособными конкурировать с китайским ширпотребом ни по цене, ни по уникальному качеству.

Спора нет, наши ткацкие, швейные, обувные и т.п. фабрики — те, что не закрылись в 1990-е — ещё пыхтят. И некоторые их владельцы даже сносно себя чувствуют, чего не скажешь о наёмных работниках. Тем не менее, благодаря в том числе Китаю реальная покупательная способность их мизерных зарплат, пожалуй, выше, чем была в СССР. По крайней мере, в пересчёте на тот же ширпотреб, технику и даже еду.

В некотором смысле роботизация точно так же придавит цены. И есть варианты будущего, при котором какой-то минимум человеческих потребностей будет обеспечен безусловным основным доходом, выплачиваемым всем просто так. А источником средств на него, возможно, станут налоги на роботов.

На другом полюсе будет нечто эксклюзивное — и рабочая сила, и товары. Ценообразование там будет вестись по своим законам, тоже рыночным, но с определённой спецификой.

Небольшой иллюстрацией к такому эксклюзиву могут выступать всё те же две обложки. Если вы посмотрите на цены, то увидите, насколько подорожали бумажные еженедельники в #США. Для большей наглядности — вот тот же The New Yorker 60-летней давности.

The-New-Yorker-1

За 60 лет он подорожал в 45 раз! Что соответствует инфляции на уровне 6,5% в год. А вот если пересчитать по усреднённому индексу потребительских цен за тот же срок, то цена номера должна была бы составлять 1,81 долл. Почти пятикратная разница — это и есть переплата за уникальность.

Так вот, чтобы не обяться нашествия роботов, нужно быть всего лишь уникальным и оттого — востребованным. Вы уже придумали что-то в этом плане для себя? А для своих детей, которым предстоит столкнуться с этой проблемой в полный рост?

Источник: https://a-nalgin.livejournal.com/1437599.html