«Газпром» и Миллер вышли на нисходящую фазу

На минувшей неделе глава газового концерна получил из рук президента орден «За заслуги перед Отечеством» I степени за некую общественно-политическую деятельность.

Причем это первый случай, чтобы такая высокая награда доставалась менеджеру. Главы других госкорпораций довольствовались лишь орденами второй или третьей степени, пишет издание «Век».

Сразу после меда появилась ложка дегтя: по итогам девяти месяцев 2017 года «Газпром» оказался в убытках на 9 млрд рублей. Для такого гиганта сумма некритическая, но с учетом прошлогодней прибыли в 75,5 млрд рублей показатель выглядит на опасной грани.

И что немаловажно – госмонополия впервые с дефолтного 1998 года показала «отрицательный рост» (как любят эвфемизмами скрывать свои провалы чиновники).

Казалось бы, на этом фоне «Газпром» должен был мобилизовать ресурсы на ключевых производственных и инвестиционных программах. Но Алексей Миллер и его правление предпочли направить беспрецедентные 387 млрд рублей в «прочие расходы». Под ними можно понимать все, что угодно – но только не вложения в модернизацию добывающих и транспортных технологий.

Не менее удивительно выглядит спонсорская и меценатская поддержка «Газпрома». На эти цели в этом году израсходуют более 26 млрд рублей – очередной рекорд в бесполезных статьях бюджета. А 100 млн рублей уже запланировано на празднование 25-летия компании в феврале будущего года.

Все это негативно влияет на баланс «Газпрома», который терпит убытки, имеет колоссальные внешние долги и изношенную инфраструктуру. В такой ситуации награда Миллеру выглядит как орден к почетной отставке.

По мнению специалиста по нефтегазовому рынку, партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, огромные непрофильные расходы влияют на финансовые потоки компании. «Газпром» тратит на дорогостоящие спортивные и имиджевые проекты, различные клубы, даже на закупку солярий для элитных лошадей.

С каждым месяцем «Газпрому» бросают новые вызовы. Европейцы не ослабляют удавку по сжатию экспортной доли российского газа, вынуждая упразднить его монополию. В связи с этим «Газпром» может выполнить условия по разделению своего бизнеса на добывающий и газотранспортный сегменты в качество пусть слабой меры по сохранению своих ориентиров на Западе.