«Тольяттиазот» химичит с документами?

Напомним, 3 мая сотрудники Следственного Управления СКР по Самарской области провели обыски с изъятием документов в корпорации «Тольяттиазот» (ТоАЗ): в здании заводоуправления, управляющей компании, Тольяттихимбанке, а также самарском филиале ЗАО «ВТБ-Регистратор», который ведет реестр акционеров ТоАЗа. Как пишет издание Moscow Post, обыски прошли в рамках уголовного дела о нарушении прав миноритарного акционера — ОАО «ОХК «Уралхим» по факту незаконного ограничения доступа к документации завода (ч. 1 ст. 185.4 УК РФ). Уголовное дело было возбуждено 10 февраля 2012 года.

Обыски во всех четырех обществах проводились одновременно. Изымались документы, которые, по мнению следствия, могли быть связаны с акционерами общества. Как высказался адвокат ОАО «Тольяттиазот» по уголовным делам Сергей Замошкин, «смысл этих обысков вообще непонятен — все, что касалось «Уралхима», по заявлению которого возбуждено уголовное дело, давно изъято».

Впрочем, руководству ТоАЗа наверняка есть, что скрывать, помимо документов по вышеупомянутому уголовному делу. Имена руководителей предприятия были связаны с целым рядом крупных скандалов, связанных с нарушениями при проведении приватизации, давлением на работников предприятия с целью заставить их продать акции по бросовым ценам, бесследной пропажей акционеров из реестра. Самый известный пример из недавних – история с ирландской компанией Eurotoaz Limited, которая еще в 90-ые годы приобрела 10% акций ТоАЗа, инвестировав $20 млн в развитие предприятия. Сначала долю акционера в результате нескольких допэмиссий размыли до 4,4%, а потом Eurotoaz Limited и вовсе пропала из реестра при не выясненных до сих пор обстоятельствах. Кроме того, есть веские основания полагать, что существует несколько вариантов реестра акционеров ОАО «Тольяттиазот».

Через неделю после проведения обыска ОАО «Тольяттиазот» направило председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и прокурору Самарской области Мурату Кабалоеву жалобы. Как было указано в соответствующем пресс-релизе предприятия, «В компании расценивают проведенные мероприятия как очередной этап борьбы за контроль над заводом с участием сотрудников правоохранительных органов».

Пожелавший остаться неназванным сотрудник ТоАЗа, участвовавший в процедуре обыска, рассказывает о событиях 3 мая: «Рано утром следователи пришли в помещения заводоуправления и попросили добровольно выдать документы, относящиеся к акционерам предприятия. Мы были вынуждены оставаться на свои рабочих местах все время проведения следственных действий, это продолжалось до самого вечера. Как мы пояснили следователям, интересующие их документы по акционерам в основном хранятся в «ВТБ-Регистраторе», а у нас их не так много. Но все, что было нужно, мы выдали. Конечно, чувствовалось некоторое напряжение, но в целом у нас все прошло достаточно спокойно, а как в других подразделениях, не знаю».

Судя по всему, в управляющей компании и в «Тольяттихимбанке» процедура обыска прошла так же «спокойно», что подтверждают очевидцы следственных мероприятий.

А вот в самарском филиале ЗАО «ВТБ-Регистратор» в связи с обыском изъятием документов разыгралась драма. В течение последних нескольких лет именно «ВТБ-Регистратор» ведет и хранит реестр акционеров ТоАЗа. Он является самым закрытым документом общества, и, возможно, прежде всего за ним приходили следователи. Актуальный реестр хранится в электронном виде не сервере, а множество его предшествующих вариантов, как и другие документы, касающиеся передачи прав на акции «Тольяттиазота» и пр., которые были изготовлены в докомпьютерную эпоху – в архивных папках в бумажном виде.

«К моменту появления следователей наше руководство было в курсе, ее предупредили – рассказал один из сотрудников регистратора, имея в виду руководителя Самарского филиала ЗАО «ВТБ-Регистратор» Ольгу Камашеву.

Вскоре после начала обыска Ольге Камашевой стало плохо, и ее увезли на «скорой». Это подтверждается в пресс-релизе ОАО «Тольяттиазот», где упомянуто «резкое ухудшение состояния здоровья одной из сотрудниц, которую в результате госпитализировали». Однако, как предположил упомянутый сотрудник регистратора, «резкое ухудшение здоровья» было инсценировкой: хорошо понимая, какую важность для руководства «Тольяттиазота» представляют документы, относящиеся к акционерной истории предприятия, возможно, вместе с руководителем филиала удалось эвакуировать часть запрошенных следователями документов. «После отъезда «скорой» в кабинете директора мы обнаружили в беспорядке разбросанные на столе и на полу документы, раскрытые полупустые папки, как если бы какие-то бумаги спешно изымали» – говорит он.

То, что часть документов действительно была спрятана в ходе обыска, косвенно подтверждается поданной «Тольяттиазотом» жалобой на имя А. Бастрыкина и М.Кабалоева. Будучи уверенными в том, что нежелательные документы не попадут в поле зрения Следственного комитета, руководители ТоАЗа повели себя смело, решив, что собранная силовиками доказательная база будет неполной, а значит, им в очередной раз удастся уйти от ответственности.